кружков, ансамблей и родителями. II этап (2006-2008гг.) эксперименгально-обобщающий. Проводился педагогический эксперимент. Обосновывались основные положения диссертационного исследования, разрабатывались теоретические подходы к организации учебно-воспитательного процесса, развивающие нравственное воспитание младших школьников, разрабатывались дидактические материалы для эксперимента и программы дополнительной подготовки педагогов, психологов, руководителей танцевальных кружков, ансамблей и родителей. III этап (2008г.) итоговый. Обобщались результаты исследования, оформлялась диссертационная работа. Основные положения, выносимые на защиту: I. Возможности искусства хореографии в воспитании высоконравственной личности младшего школьника: искусство хореографии гармонично развивает духовные и творческие способности человека; развивает эстетические способности: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности; позволяет осуществлять воспитание на общечеловеческих и нравственных ценностях русской культуры с учётом российской ментальности; является эффективным средством улучшения эмоционального, психологического и физического состояния человека, сохранения и развития его духовного и физического здоровья. 2. Педагогическими условиями нравственного воспитания младших школьников на занятиях хореографией, становятся: стиль ведения: занимательно игровой, разноплановый, с различными приемами концентрации внимания, с необходимостью смены темпа и динамики подачи материала; общение: создание в коллективе обстановки доброжелательности; характер общения и обязательная похвала; организация: воспитание и развитие детской выразительности, через наличие замысла в выборе движений и его вербальная защита; использование всего спектра детской хореографии, с основой на сюжетно-игровой и сюжетно-образной хореографии; |
проблемы, задачи, перспективы в контексте модернизации образования» (г. Якутск, 2003г.); «Современные технологии профилактики и коррекции нарушений поведения у детей и подростков» (г. Якутск, 2003г.); «Комплексная оценка деятельности ВУЗа как мониторинг системы качества образования и воспитания» (г. Якутск, 2005г.); в выступлениях и публикациях материалов на республиканских, межрегиональных и международных научно-практических конференциях: «Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания» (г. Якутск, 2000г.); «Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования» (г. Якутск, г.2004г.); «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки» (г. Москва, 2003г.); «Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России» (г. Новосибирск, 2004г.); участие в аспирантских чтениях, семинарах-совещаниях работников образования в Мегино-Кангаласском, Нюрбинском, Чурапчинском улусах, на курсах повышения квалификации педагогов. База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в танцевальных коллективах, организованных на базе общеобразовательных школ Мегино-Кангаласского, Нюрбинского, Чурапчинского улусов Республики Саха (Якутия). Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2004гг. в три основных этапа. I этап (2001-2002гг.) ориентировочно-поисковый. Изучались и анализировались литература по проблеме, массовый и передовой опыт школ, уточнялась направленность дидактических материалов для экспериментального обучения и программ работы с педагогами, психологами, руководителями танцевальных кружков, ансамблей и родителями. II этап (2002-2003гг.) теоретико-проектировочный. Обосновывались основные положения диссертационного исследования, разрабатывались теоретические подходы к организации учебно-воспитательного процесса, развивающего нравственно-эстетическое воспитание младших школьников, разрабатывались дидактические материалы для эксперимента и программы дополнительной подготовки педагогов, психологов, руководителей танцевальных кружков, ансамблей и родителей. III этап (2003-2004гг.) экспериментально-обобшающий. Проводился педагогический эксперимент, обобщались результаты исследования, оформлялась диссертационная работа. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Сущность нравственно-эстетического воспитания средствами танцевального искусства состоит в том, что оно гармонично развивает духовные и творческие способности человека: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности, формируя эстетическую культуру личности. Занятия танцами являются эффективным средством для улучшения эмоционального, психологического и физического состояния человека, для сохранения и развития его духовного здоровья. Существует возможность и объективная необходимость использования их в борьбе со стрессом, дефицитом положительных эмоций и двигательной активности людей. 2. К настоящему времени сложились внутренние и внешние предпосылки повышения эффективности процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства, обусловленные формированием определённых потребностей общества, семьи и личности. Процесс осуществляется с учетом психолого-физиологических особенностей ребенка; его основные компоненты (цель, структура, содержание, формы, методы) базируются на актуализации готовности подрастающего поколения к самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению и обусловлены рядом специфически реализуемых принципов (природосообразности, культуросообразности, синкретизма, эстетизации образовательного процесса, эмоциогенности, связи музыки с жизнью, наглядности) и педагогических условий. II Задачи нравственно-эстетического воспитания оказываются тесно переплетенными с задачами художественного воспитания, цель которого развитие личности ребенка средствами искусства, формирование в нем положительных качеств личности, таких как эмпатия, воображение, потребность в прекрасном, трудолюбие. Сущность нравственно-эстетического воспитания средствами танцевального искусства состоит в том, что оно гармонично развивает духовные и творческие способности человека: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности, формируя эстетическую культуру личности. Занятия танцами способствуют улучшению эмоционального, психологического и физического состояния, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, воспитанию чувства коллективизма, развитию настойчивости, силы воли и художественного вкуса детей. К настоящему времени сложились внутренние и внешние предпосылки повышения эффективности процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства, обусловленные формированием определённых потребностей общества, семьи и личности. Процесс осуществляется с учетом психолого-физиологических особенностей ребенка; его основные компоненты (цель, структура, содержание, формы, методы) базируются на актуализации готовности подрастающего поколения к самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению и обусловлены рядом специфически реализуемых принципов (природосообразности, культуросообразности, синкретизма, эстетизации образовательного процесса, эмоциогенности. связи музыки с жизнью, нагладности) и педагогических условий. Комплекс педагогических условий, способствующих нравственноэстетическому воспитанию младших школьников средствами танцевального 77 |