внутреннего состояния. Затем на следующем занятии но хореографии мы предложили детям исполнить тот же хоровод: дети старались передать художественный образ с учетом всего увиденного н услышанного ранее на теоретическом занятии, используя разнообразные средства выразительности (мимику, мягкость исполнения движений, плавность и текучесть в перестроении рисунка танца). В дальнейшем, проводя занятия и знакомя детей с новыми танцами и хореографическими композициями, обращали внимание на темы, изученные в разделе сопутствующих хореографии предметов: (например, «Точность, аккуратность, обязательность», «Этика отношений с окружающими», «Красивые волосы признак здоровья»). Проводили параллель между хореографией и изучаемыми темами, обращая особое внимание на развитие эстетического восприятия. Направляли действия младшего школьника на осмысление своих действий и запоминание материала полученного на занятии, акцентируя внимание на нравственно важные стороны объекта (особенности музыкального произведения и грациозного исполнения движений в соответствии с изяществом костюма (исторические танцы)). Сообщали неко торые доступные пониманию детей сведения об образном сравнении как приеме выразительного способа передачи художественного образа в танце. Исходя из целей и задач исследования, при разработке критериев нами выделены следующие, обеспечивающие, нравственное воспитание младшего школьника в процессе занятий хореографией: эмоциональная развитость и отзывчивость, ценностные нравственно-духовные ориентации, устойчивость нравственных принципов, художественно-образное восприятие хореографического движения, музыкально-творческие способности. Эмоциональная развитость и отзывчивость. Означает интенсивность эмоций и чувств, тонкость их градаций, богатство, глубину и целостность нравственных чувств, облагораживающих духовный мир человека. Эмоциональная сфера выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции, страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д., умение выразить свои чувства в движении. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, 120 |
3 балладвижения точно передают заданный художественный образ и совпадаю!' с тонкой нюансировкой, музыкальными фразами; 2 балла передают только общий характер музыкального произведения, темп, ритм; 1 балл движения плохо совпадают с темпом, ритмом музыки, ориентированы только на начало и конец музыкальной фразы, воспроизводятся так же на счет и показ педагога. 4. Эмоциональная сферавыразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т. д.), умение выразить свои чувства в движении. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, после выполнения упражнений ждут оценки от педагога. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (э-3, э-2, э-1). 5. Пластичность, гибкостьмягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные гимнастические упражнения (“рыбка”, “ полу шпагат” и прочее). Оценивается также по 3-х бальной системе. 6. Техника исполнения движений точность, аккуратность, грамотность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении движений; правильное сочетание движений рук и ног, поворота корпуса и головы. Оценивается также по 3-х бальной системе в зависимости от года обучения по программе. 7. Творческие проявления умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятии движений, а так же придумывать собственные оригинальные “ па”. Оценка конкретизируется в зависимости от года обучения по программе. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности 6 0 2. Грамотное и четкое исполнение хореографических “ на”, техника исполнения движений и комбинаций, ориентировка в пространстве. 3. Творческие проявления (умение импровизировать на знакомую и вновь услышанную музыку, сочинять танцевальные композиции, находить неординарные решения при создании сценического костюма, желание импровизировать в световом оформлении концертных программ и выступлений и т. д.). Для более точного и подробного проведения констатирующего этапа эксперимента и выявления уровня эстетического развития личности ребенка мы воспользовались разработанной нами диагностической картой. Мы исследовали следующие параметры: 1. Умение воспринимать эстетический объектспособность видеть и понимать сущность и глубинный смысл эстетического объекта, передавать эмоциональное содержание увиденного, находить наиболее эстетическиинтересные стороны объекта. 2. Умение дать обоснованную эстетическую оценку, изучаемому объекту способность анализировать эстетические объекты, уметь высказывать формулировку в эстетических суждениях, используя художественноречевые обороты (свободно находить нужные слова, использовать эпитеты, синонимы, правильно строить словосочетания, предложения при выражении своих мыслей). 3.Музыкальность способность воспринимать и точно и четко передавать движения в соответствии с началом и концом построения музыкальной фразы, темпом, ритмом; способность к отражению в движении характера музыки с помощью основных средств выразительности (мимики, пантомимики). 4. Эмоциональную сферувыразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, 70 обычаи, ведь в русском танце корпус нужно ’’нести”, руками размахивать нельзя, нельзя внешне (мимикой лица) показывать свою симпатию к противоположному полу, но в то же время на лице каждой можно было еле уловить мягкую, чуть заметную улыбку. Затем на следующем занятии по хореографии мы предложили детям исполнить тот же хоровод: дети старались передать художественный образ с учетом всего увиденного и услышанного ранее на теоретическом занятии, используя разнообразные средства выразительности (мимику, мягкость исполнения движений, плавность и текучесть в перестроении рисунка танца). В дальнейшем, проводя занятия, и знакомя детей с новыми танцами и танцевальными композициями, педагог обращал внимание на темы, изученные в разделе сопутствующих хореографии предметов: (например, ‘Точность, аккуратность, обязательность”, “Этика отношений с окружающими”, “ Красивые волосы признак здоровья”). Педагог проводил параллель между хореографией и изучаемыми темами, обращая особое внимание на развитие эстетического восприятия, направлял действия детей на осмысление своих действий и запоминание материала полученного на занятии, акцентируя внимание на эстетически важные стороны объекта (особенности музыкального произведения и грациозного исполнения движений в соответствии с изяществом костюма (исторические танцы)), сообщал некоторые доступные пониманию детей сведения об образном сравнении как приеме выразительного способа передачи художественного образа в танце. Посещая концерты, просматривая номера художественной самодеятельности других коллективов, просматривая балеты и спектакли в театрах, педагог обращал внимание детей на приемы и способы передачи художественного образа, используя эмоционально окрашенную речь (этому аспекту большое внимание уделяют в своих исследованиях Т.С. Комарова, 92 |