младших школьников средствами хореографического искусства. Среди многообразных педагогических условий, обеспечивающих образовательный процесс, мы выделяем следующие, наиболее значимые, на наш взгляд, для проблемы исследования: формирование содержания, ориентированного на целостность процесса нравственного воспитания младших школьников средствами хореографии; введение в процессе воспитания организационных форм и методов, способствующих формированию нравственной культуры младших школьников; разработка критериев эффективности нравственного воспитания средствами хореографического искусства. Анализ практической деятельности хореографических коллективов позволил наряду с недостатками определить возможные пути совершенствования этой деятельности: создание системы по нравственному воспитанию младшего школьника в непрофессиональной хореографической деятельности, которая должна строиться постепенно в направлении от удовлетворения практически утилитарных потребностей к развитию устойчивых познавательных ингсрссов. Важным условием совершенствования нравственной воспитанности в хореографии является непрерывность и систематичность в ее организации. Одной из задач настоящего исследования является поиск путей нравственного совершенствования средств и методов педагогического воздействия, используемых на учебио-тренировочных занятиях по хореографии с детьми младшего школьного возраста. Нами был проведен опрос 27 педагогов, в результате которого определился характер применяемых педагогами-хореографами методов и приемов педагогического воздействия и оценка их эффективности. Результаты исследования показали, что используются следующие методы нравственного воспитания: беседы, рассказы, разъяснения, информации и др. 73,5% педагогов проводят в хореографическом коллективе систематическую и планомерную работу по вооружению юных танцоров необходимыми знаниями в области общепринятой морали и этики. 18,2% проводят такую работу, но не всегда, а лишь отчасти. Хотя ответы большинства опрошенных педагогов положительные, но на практике многообразие 128 |
между факторами анатомо-физиологического и психического порядка. Возрастные особенности определяются как психофизиологическим, так и социальным развитием личности. Даже наследственность (генотип) и биологически обусловленный темперамент человека не являются постоянными и неподвижными величинами, а испытывают влияние и внешнего (среда, общество и т.д.) и внутреннего воздействия (самовоспитание, волевые усилия и т.д.). Иначе говоря, искусство и личность — объект и субъект нравственного и эстетического воспитания — находятся в постоянном внутреннем движении, взаимосвязи и взаимодействии отдельных компонентов. Формирующий эксперимент проводился с 2002 по 2004 гг. Его цель апробация комплекса педагогических условий для повышения эффективности нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства. Среди многообразных педагогических условий, обеспечивающих образовательный процесс, мы выделяем следующие, наиболее значимые, на наш взгляд,для проблемы нашего исследования: формирование содержания, ориентированного на целостность процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства; введение в процессе воспитания организационных форм и методов, способствующих формированию нравственно-эстетической культуры младших школьников; разработка критериев эффективности нравственно-эстетического воспитания средствами танцевального искусства. Известно, что формирование идейно-нравственной направленности основной принцип всякого воспитания, в том числе и эстетического. Специфика эстетического воспитания заключается в том, что оно осуществляется посредством наглядно-чувственных образов, вызывающих сильную эмоционально-личностную реакцию. 100 Наблюдение за деятельностью хореографических коллективов обнаружило ряд существенных недостатков в организации педагогической деятельности. Прежде всего, педагогический процесс невозможен без знаний характеристик участников хореографической деятельности, их индивидуальных психолого-физиологических различий, которые проявляются в свойствах темперамента, профессиональной и нравственной подготовке, возрастных, социальных уровнях, а также о мотивациях деятельности, так как именно личностными качествами, которые влияют на характер межличностного общения в коллективе, определяется положение личности в нем. Одной из задач настоящего исследования является поиск путей совершенствования средств и методов педагогического воздействия, используемых на учебно-тренировочных занятиях по танцу с детьми младшего школьного возраста. Нами был проведен опрос 27 педагогов, в результате которого определился характер применяемых педагогами-хореографами методов и приемов педагогического воздействия и оценка их эффективности. Результаты исследования показали, что используются следующие методы нравственно-эстетического воспитания: беседы, рассказы, разъяснения, информации и др. 73,5% педагогов проводят в хореографическом коллективе систематическую и планомерную работу по вооружению юных танцоров необходимыми знаниями в области общепринятой морали и этики. 18,2% проводят такую работу, но не всегда, а лишь отчасти. Хотя ответы большинства опрошенных педагогов положительные, но на практике многообразие методов нравственно-эстетического воспитания далеко не всегда осуществляется, а в ряде случаев такие методы вообще отсутствуют (например, этические беседы). Косвенно об этом свидетельствуют оценки, данные педагогами отдельным методам воспитания. Так, например, 72,3% тренеров наиболее часто 113 Следует отметить, что в 8 случаях использовалась такая нежелательная мера как окрик, особенно недопустимый в работе с детьми младшего школьного возраста. При этом в 3 случаях из 8 окрик вызвал отрицательную реакцию детей. Анализ данных наблюдений позволяет сделать вывод, что методика нравственно-эстетического воспитания на занятиях по танцу очень однообразна. Очень мало используются методы развития, воздействующие на сознание и чувство детей, превалируют методы, рассчитанные на беспрекословное подчинение. Крайне редко используются игры и меры педагогического стимулирования. Большинство применяемых методов используется без учета психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Все педагогические воздействия рассчитаны на какую-то усредненную группу участников, не имеют четко определенных педагогических целей и задач для различных групп. Анализ практической деятельности танцевальных коллективов позволил наряду с недостатками определить возможные пути совершенствования этой деятельности: создание системы по воспитанию участников непрофессиональной танцевальной деятельности, которая должна строиться постепенно и обязательно от удовлетворения практически утилитарных потребностей (как научиться танцевать, интересно провести время, расширить круг знакомств) к развитию устойчивых познавательных интересов. Важным условием совершенствования деятельности коллектива современного танца является непрерывность и систематичность в ее организации. Для более продуктивного, наглядного ознакомления детей с искусством танца мы организовывали встречи, диспуты, обмен танцами с другими танцевальными коллективами. Приглашали участников знаменитых в Республике танцевальных коллективов, ансамблей. Еще на долгие года останется в памяти детей встреча с солистами театра танца Республики Саха (Якутия) с Афанасием Афанасьевым, с Дмитрием Артемьевым и др. 117 |