методов нравственного воспитания далеко не всегда осуществляется, а в ряде случаев такие методы вообще отсутствуют (например, этические беседы). Косвенно об этом свидетельствуют оценки, данные педагогами отдельным методам воспитания. Так, 72,3% педагогов наиболее часто из методов и форм нравственного воспитания используют краткие беседы перед занятиями о мужественных и благородных поступках танцоров па сцене и в жизненных ситуациях. 67,4% считают эффективным проведение собраний коллектива с обсуждением вопросов этики, поведения отдельных школьников. Однако это не всегда возможно практиковать с младшими школьниками.62% используют сообщения педагога на построении о высоконравственных поступках юных танцоров данного коллектива. 46,2% педагогов другим формам работы предпочитают специально подготовленные групповые нравственные беседы. 44,7% педагогов используют индивидуальные беседы на нравственные темы. Следует отметить, что положительно эти эффективные методы нравственного воспитания оценили 28% педагогов. Как правило, в оценках педагогов апробированных форм нравственного воспитания нет единства: значительное число (примерно 52%) педагогов не использует эти формы, проверенные уже в воспитательной практике. По данным наших исследований, в работе педагогов-хореографов по нравственному воспитанию меньшей эффективностью обладают следующие методы: лекции на моральные темы 37%; групповые этические беседы, специально подготовленные и проводимые самими танцорами, 27%. Если первый метод действительно нецелесообразно использовать с младшими школьниками, то поручать проводить самим краткие беседы полезно уже и в этом возрасте, и мы эго практиковали в своей работе. О возможности проведения в коллективе такой работы в целом 77% педагогов ответили положительно, 21% такую работу проводят эпизодически, и только 4,25% отнеслись к ней отрицательно. 78,29% считают, что подобная работа планируется ими, но не всегда выполняется. 62,3% педагогов-хореографов убеждены, что они должны привлекать 129 |
Наблюдение за деятельностью хореографических коллективов обнаружило ряд существенных недостатков в организации педагогической деятельности. Прежде всего, педагогический процесс невозможен без знаний характеристик участников хореографической деятельности, их индивидуальных психолого-физиологических различий, которые проявляются в свойствах темперамента, профессиональной и нравственной подготовке, возрастных, социальных уровнях, а также о мотивациях деятельности, так как именно личностными качествами, которые влияют на характер межличностного общения в коллективе, определяется положение личности в нем. Одной из задач настоящего исследования является поиск путей совершенствования средств и методов педагогического воздействия, используемых на учебно-тренировочных занятиях по танцу с детьми младшего школьного возраста. Нами был проведен опрос 27 педагогов, в результате которого определился характер применяемых педагогами-хореографами методов и приемов педагогического воздействия и оценка их эффективности. Результаты исследования показали, что используются следующие методы нравственно-эстетического воспитания: беседы, рассказы, разъяснения, информации и др. 73,5% педагогов проводят в хореографическом коллективе систематическую и планомерную работу по вооружению юных танцоров необходимыми знаниями в области общепринятой морали и этики. 18,2% проводят такую работу, но не всегда, а лишь отчасти. Хотя ответы большинства опрошенных педагогов положительные, но на практике многообразие методов нравственно-эстетического воспитания далеко не всегда осуществляется, а в ряде случаев такие методы вообще отсутствуют (например, этические беседы). Косвенно об этом свидетельствуют оценки, данные педагогами отдельным методам воспитания. Так, например, 72,3% тренеров наиболее часто 113 из методов и форм нравственно-эстетического воспитания используют краткие беседы перед занятиями о мужественных и благородных поступках танцоров на сцене и в жизненных ситуациях. 67,4% считают эффективным проведение собраний коллектива с обсуждением вопросов этики, поведения отдельных танцоров. Однако это не всегда возможно практиковать с младшими школьниками. 62% используют сообщения педагога на построении о высоконравственных поступках юных спортсменов данного коллектива. 46,2% педагогов другим формам работы предпочитают специально подготовленные групповые нравственные и эстетические беседы. 44,7% педагогов используют индивидуальные беседы на нравственные и эстетические темы. Следует отметить, что положительно эти эффективные методы нравственно-эстетического воспитания оценили 28% педагогов. Как правило, в оценках педагогов апробированных форм нравственного и эстетического воспитания нет единства: значительное число (примерно 52%) педагогов не использует эти формы, проверенные уже в воспитательной практике. По данным наших наблюдений, в работе педагогов по нравственному воспитанию меньшей эффективностью обладают следующие методы: лекции на моральные темы 37%; групповые этические беседы, специально подготовленные и проводимые самими танцорами, 27%. Если первые два метода действительно нецелесообразно использовать с младшими школьниками, то поручать ребятам проводить самим краткие беседы полезно уже и в этом возрасте, и мы это практиковали в своей работе. Все методы нравственно-эстетического воспитания личности ребенка мало используются педагогами или требуют особой организации, или большой подготовительной работы самого педагога (например, лекции), или определенной затраты времени на подготовку самих юных танцоров к проведению этических бесед с товарищами по коллективу. Эти организационные трудности, видимо, оказывают влияние на желание педагогов использовать эти методы воспитания. 114 Кроме того, сами педагоги недостаточно подготовлены к такой работе, плохо дифференцируют методы воспитания и недостаточно владеют методикой нравственно-эстетического воспитания. О возможности проведения в коллективе такой работы в целом 77% педагогов ответили положительно; 21% такую работу проводят эпизодически, и только 4,25% отнеслись к ней отрицательно. 78,29% считают, что подобная работа планируется ими, но не всегда выполняется. 62,3% педагогов убеждены, что они должны привлекать танцоров к организации этой работы, но практически этого почти не бывает. Роль самих танцоров в организации воспитательной работы, как правило, очень невелика, и сами педагоги оценивают ее в подавляющем большинстве пассивной. Из методов, воспитывающих нравственную и эстетическую воспитанности детей, педагоги считают наиболее действенными следующие: систематические требования педагога к поведению танцора 75,7%; соревнования с обязательным требованием соблюдения правил этики 58,7%; требования коллектива 67,6%; правильно организованные тренировочные занятия —65,8%; общественно-полезный труд 59,4; менее действенными они считают следующие виды деятельности: общественные поручения 23,8% и традиционные мероприятия в коллективе 47,68%. Полученные данные свидетельствуют о недооценке педагогами общественно-полезного труда и общественной деятельности как средств развития нравственных и эстетических ценностей, а также создания в коллективе и использования в педагогической работе традиций. Не очень высоко оценивается и эффективность тренировочных занятий, хотя, казалось бы, это бесспорно очень важное звено, где наиболее плодотворно осуществляется общение педагога со своими учениками. Кроме того, педагоги, видимо, не усматривают в тренировочных занятиях больших возможностей для решения педагогических задач. Педагогические наблюдения за занятиями по танцу с детьми имели целью путем непосредственного восприятия педагогического процесса установить 115 |