младших школьников к организации этой работы, но практически этого почти не бывает. Роль самих танцоров в организации воспитательной работы, как правило, очень невелика, и сами педагоги оценивают ее в подавляющем большинстве пассивной. Наиболее эффективными методами, воспитания нравственности младшего школьника, педагоги-хореографы считают наиболее действенными следующие: систематические требования педагога к поведению танцора 75,7%; соревнования соблюдением правил этики 58,7%; требования коллектива 67,6%; правильно организованные тренировочные занятия 65,8%; общественно-полезный труд 59,4%. Менее действенными они считают следующие методы деятельности: общественные поручения 23,8% и традиционные мероприятия в коллективе — 47,68%. Полученные данные свидетельствуют о недооценке педагогами общественнополезного труда и общественной деятельности как средств развития нравственных ценностей, а также создания в коллективе и использования в педагогической работе традиций по воспитанию младшего школьника. Не очень высоко оценивается и эффективность тренировочных занятий, хотя, казалось бы, это бесспорно очень важное звено, где наиболее плодотворно осуществляется общение педагога со своими учениками. Кроме того, педагога, не усматривают в тренировочных занятиях больших возможностей для решения педагогических задач. Педагогические наблюдения за занятиями по хореографии с детьми младшего возраста имели цель путем непосредственного восприятия педагогического процесса установить перечень ц разнообразие используемых преподавателями средств и методов нравственного воспитания, насыщенность занятий ими, их преимущественную направленность и эффективность. Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии будет эффективным, если: педагогический процесс будет направлен на нравственное воспитание личности средствами хореографии в соответствии с потребностями современного общества. внутренними и внешними предпосылками, закономерностями и 130 |
Предмет исследования педагогические условия, повышающие эффективность нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства. Цель исследования выявить педагогические условия нравственноэстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства и экспериментально определить их эффективность в учебновоспитательном процессе. Гипотезой исследования является предположение о том, что нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства будет эффективным, если: педагогический процесс будет направлен на нравственно-эстетическое воспитание личности средствами танцевального искусства в соответствии с потребностями современного общества, внутренними и внешними предпосылками, закономерностями и тенденциями формирования социума; в его процессе будут применяться разнообразные формы и методы нравственно-эстетического воспитания учащихся; будет реализован комплекс необходимых педагогических условий (содержательных, организационных, критериально-оценочных). В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования: 1. Проанализировать историко-философские, психологопедагогические аспекты нравственно-эстетического воспитания и определить его сущность. 2. Выявить специфику нравственно-эстетического воспитания младших школьников. 3. Определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства. 6 Кроме того, сами педагоги недостаточно подготовлены к такой работе, плохо дифференцируют методы воспитания и недостаточно владеют методикой нравственно-эстетического воспитания. О возможности проведения в коллективе такой работы в целом 77% педагогов ответили положительно; 21% такую работу проводят эпизодически, и только 4,25% отнеслись к ней отрицательно. 78,29% считают, что подобная работа планируется ими, но не всегда выполняется. 62,3% педагогов убеждены, что они должны привлекать танцоров к организации этой работы, но практически этого почти не бывает. Роль самих танцоров в организации воспитательной работы, как правило, очень невелика, и сами педагоги оценивают ее в подавляющем большинстве пассивной. Из методов, воспитывающих нравственную и эстетическую воспитанности детей, педагоги считают наиболее действенными следующие: систематические требования педагога к поведению танцора 75,7%; соревнования с обязательным требованием соблюдения правил этики 58,7%; требования коллектива 67,6%; правильно организованные тренировочные занятия —65,8%; общественно-полезный труд 59,4; менее действенными они считают следующие виды деятельности: общественные поручения 23,8% и традиционные мероприятия в коллективе 47,68%. Полученные данные свидетельствуют о недооценке педагогами общественно-полезного труда и общественной деятельности как средств развития нравственных и эстетических ценностей, а также создания в коллективе и использования в педагогической работе традиций. Не очень высоко оценивается и эффективность тренировочных занятий, хотя, казалось бы, это бесспорно очень важное звено, где наиболее плодотворно осуществляется общение педагога со своими учениками. Кроме того, педагоги, видимо, не усматривают в тренировочных занятиях больших возможностей для решения педагогических задач. Педагогические наблюдения за занятиями по танцу с детьми имели целью путем непосредственного восприятия педагогического процесса установить 115 |