Проверяемый текст
Рындина, Ольга Александровна; Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет (Диссертация 2004)
[стр. 131]

тенденциями формирования социума; в его процессе будут применяться разнообразные формы и методы нравственного воспитания учащихся; будет реализован комплекс необходимых педагогических условий.
Имея возможность работать над корректировкой авторской программы, мы смогли провести включенное наблюдение за группами дегей младшего возраста, а также увидеть преемственность в педагогическом воздействии.
На заключительном этапе исследования не только перепроверялась модель педагогической организации в условиях занятии хореографией, но и в комплексе с этим отрабатывалась методика дифференцированного подхода к младшим школьникам с разным уровнем развития интереса к обучению.
Рассмотрим проведение и результаты формирующего эксперимента.
При проведении эксперимента, направленный на формирование умений анализировать нравственный объект, мы использовали различные приемы, прослушав симфоническую фантазию М.
Мусоргского «Ночь на лысой горе».
Дети, мимикой, жестами, пластикой движений старались передать ее содержание, делая
акцепты на наиболее интересных, по их мнению, нравственных сторонах музыкального материала: затихание, угасание или, наоборот, всплеск определенных моментов музыки, находили отражение в динамике движений, определяли цветовую гамму сценических костюмов.
Света М.,
7 лет: «если это ночь, а действие происходит в горах, то цвет костюма для исполнения танца мне видится серочерньгм».
Таня С., 7 лет, представляла себе «темные оттенки серо-зелёного цвета».
Катя С., 8 лет, проявляла фантазию и к уже высказанным мнениям предложила добавить красно-оранжевый цвет, изображающий элементы пожара: «На мой взгляд, музыка имеет что-то страшное, опасное».
Определяя возможное световое оформление танца, дети соотносили и аргументировали свой выбор с характером исполнения движений, определяя возможности сценического костюма.
Оля П.,
8 лет: «Здесь видится полутень, меняющийся темный цвет, должно быть много ветра, чтобы ткань развевалась, ведь музыка беспокойная, заставляет переживать».
Таким образом, из ответов детей мы видим, что работа по формированию умений анализировать
объект носила и некий творческий характер, заставляя детей мыслить, рассуждать, фантазировать.
131
[стр. 94]

умений анализировать эстетический объект, выделяя характерные эстетические признаки; умений оформлять свои мысли, используя художественно-речевые обороты, эмоционально окрашивая свою речь.
В работе над формированием умений анализировать эстетический объект, выделяя характерные эстетические признаки, ведущим направлением для нас стало не непосредственное усвоение детьми средств художественной выразительности, а понимание взаимозависимости использования этих средств (от характера передаваемог о образа, от сюжета, от традиций, обычаев, от технических возможностей сцены).
A.A.
Мелик-Пашаев отмечал, что “ цвет или жест, вещь или поза могут иметь абсолютно конкретное, однозначное значение, однако, в процессе сценического синтеза, переосмысленные и одухотворенные, актерами, они становятся символами”, и эти символы постигаются зрителями в напряженной работе подсознания (124.
95), отсюда важное значение при выборе средств выразительности, а соответственно, и умении вычленить главное при восприятии объекта.
Выделяя умение исполнителя ( актера, танцовщика) найти нужные средства выразительности, К.С.
Станиславский говорил о двух встречных потоках со сцены и от зрителя, которые дают искру живого общения, воспламеняющую тысячи сердец; и если со спектакля ( концерта) зритель уходит в раздумьето это значит, что он бережно храпит сценические впечатления в своей душе ( 176.
658).
При проведении занятий, направленных на формирование умений анализировать эстетический объект, мы использовали различные приемы: прослушав симфоническую фантазию М.
Мусогргского “Ночь на лысой горе” в исполнении Лондонского симфонического оркестра, дети, мимикой, жестами, пластикой движений старались передать ее содержание, делая акценты на наиболее интересные, по их мнению, эстетические стороны музыкального материала: (так, затихание, угасание или, наоборот, всплеск 94

[стр.,95]

определенных моментов музыки находило отражение в динамике движений), дети определяли цветовую гамму сценических костюмов (Света М.“ если это ночь, а действие происходит в горах, то цвет костюма для исполнения танца мне видится серо-черным говорила; Таня С.
представляла себе “ темные оттенки серо-зеленые цвета”; Катя С., проявляла фантазию и к уже высказанным мнениям предложила добавить красно-оранжевый цвет, изображающий элементы пожара 4 4 на мой взгляд, музыка имеет что-то страшное, опасное”).
Определяя возможное световое оформление танца, дети соотносили и аргументировали свой выбор, с характером исполнения движений, определяя возможности сценического костюма (Оля П.

4 4 здесь хочется полутень, меняющийся темный свет, должно быть много ветра, чтобы ткань развивалась, ведь музыка беспокойная, заставляет переживать”).
Таким образом, из ответов детей, мы видим, что работа по формированию умений анализировать
эстетический объект, носила и некий творческий характер, заставляя детей мыслить, рассуждать, фантазировать.
На следующем, теоретическом занятии, мы опирались на предыдущие знания и материал прошлого урока.
Дети владели знаниями, подтверждавшими, что выбор средств и приемов художественной выразительности зависит от специфических особенностей музыкального материала.
Педагог предлагал детям ответить на вопросы: -Какие вы знаете средства художественной выразительности в танце? Обоснуйте свой ответ.
Таня М., 10 лет: 4 4 Мимика (выражение лица).
Мимика в танце помогает передать настроение, чувства героя.
Исполнение движений должно соотносится с мимикой”.
Катя Б., 12 лет: 4 4 Цвет.
Он тоже несет в себе смысл: если музыка легкая мы выбираем светлые, пастельные цвета, движения будит очень 95

[Back]