предложения и т. д. При изучении темы «Занимательные фрукты» дети разыгрывали фрагмент из сказки Д. Радара «Чиполлино». Каждый выбрал себе роль, соотнося с характером героев; с помощью педагога придумали костюмы и подобрали несложные хореографические движения, чтобы герои могли танцевать и говорить. В работе над воплощением этой сказки разбирались характеры героев, анализировались их высказывания в соответствии с этическими нормами (правильно ли поступил Сеньор Помидор, как можно иначе разговаривать с Тыквочкой, чтобы не обижать её). В ходе обсуждения дети учились формулировать свои мысли и впечатления в словесной форме, отбирали необходимые средства выразительности и обосновывали свой выбор. Таким образом, проводя параллельно занятия по хореографии и изучая сопутствующие ей предметы, мы постоянно обращались к детям с вопросом: «Как можно соотнести изучаемые темы с занятиями хореографией?». Судя по ответам детей, все выбранные темы для изучения полностью взаимно дополняют друг друга. Дети отметили наиболее интересные, на их взгляд, занятия на тему: «Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе» (где было предложено соотнести манеры поведения в быту и в танце, начиная с эпохи Возрождения). «К нам гости пришли» (как можно проводить прием гостей у себя дома, устраивая танцевальные вечера). «Улыбказеркало здоровья» (что значит, улыбка в жизни и какое значение она имеет на сцене при исполнении танца). «Уроки парикмахера» (о значении прически на сцене и в повседневной жизни). Анализируя проведенные занятия, мы пришли к выводу, что развитие нравственности у младших школьников особенно ярко происходит, если мы используем следующие методы и приемы: показ изучаемого материала и объяснение его; анализ действия или взаимодействия; демонстрация различных приемов в сочетании с подробным разъяснением технологии, выполнения определенных действий; развитию нравственной оценки способствует просмотр видеоматериалов, спектаклей, балетов с последующим анализом и сравнением увиденного, а также дидактические игры и упражнения; 133 |
значение изученного в украшении своей речи, а так же в более глубоком раскрытии смысла содержания описываемого. В качестве упражнений детям всегда предлагалось охарактеризовать услышанное (прочитанное), определить настроение героев, возраст, придумать описание внешности, одежды, пофантазировать в описании пейзажей местонахождения происходящего. Дети с удовольствием анализировали и вычленяли главное, используя более яркие речевые обороты, если ктолибо затруднялся педагог помогал находить нужные слова, строить грамотно предложения и т. д. При изучении темы “ Занимательные фрукты” дети разыгрывали фрагмент из сказки Д. Радари “ Чинолиио”. Каждый выбрал себе роль, соотнося с характером героев; с помощью педагога придумали костюм и подобрали несложные хореографические движения, чтобы герои могли танцевать и говорить. В работе над воплощением этой сказки, разбирались характеры героев, анализировались их высказывания в соответствии с этическими нормами (правильно ли поступил Сеньор Помидор, как можно иначе разговаривать с Тыквочкой, чтобы не обижать ее и т. д.) В ходе обсуждения дети учились формулировать свои мысли и впечатления в словесной форме, отбирали необходимые средства выразительности и обосновывали свой выбор. ( Оксана П., 10 лет. “ Я хочу быть Вишенкой. Она мне близка по характеру. У меня есть необыкновенно красивое малиновое платье, оно по цвету очень подойдет для этой героини, а еще мама мне поможет сделать высокий “ хвостик” из волос, который будет похож на ножку...”). Таким образом, проводя параллельно занятия по хореографии и изучая сопутствующие ей предметы, мы постоянно обращались к детям с вопросом: “ как можно соотнести изучаемые темы с занятиями хореографией”. 97 Судя по ответам детей, все выбранные нами темы для изучения полностью взаимодополняют друг друга. Так же дети отметили наиболее интересные на их взгляд занятия на тему: “ Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе” ( где было предложено соотнести манеры поведения в быту и в танце; начиная с эпохи Возрождения, где дамы надевали наряды с кринолинами, а мужчиныфраки, и по настоящее время). “ К нам гости пришли” (как можно проводить прием гостей у себя дома, устраивая танцевальные вечера). “ Улыбказеркало здоровья” ( что значит, улыбка в жизни и какое значение она имеет на сцене при исполнении танца). “ Уроки парикмахера” (о значении прически на сцене и в повседневной жизни) и многие другие. Анализируя проведенные занятия, мы пришли к выводу, что развитие эстетической оценки у детей особенно ярко происходит, если мы используем следующие методы и приемы: показ изучаемого объекта и объяснение его межпредметного (взаимосвязанного с другим) значения; анализ изучаемого объекта, действия или взаимодействия; демонстрацию различных приемов в сочетание с подробное разъяснением технологии выполнения определенных действий (например, наложение макияжа: очистка кожи лица, наложении основного тона, наложении грима на глаза, скулы, губы и т. д.; выполнение прически и т. п.); так же развитию эстетической оценки способствует просмотр видеоматериалов, спектаклей, балетов с последующим анализом и сравнением увиденного, а так же дидактические игры и упражнения. К концу второго этапа формирующего эксперимента, главной целью которого явилось развитие эстетической оценки, дети научились: 1. Понимать значение использования выразительных средств для передачи сценического образа. 98 |