младших школьников необходимыми знаниями в области общепринятой морали и этики. 17,5% проводят такую работу, но не всегда, а лишь отчасти. Хотя ответы большинства опрошенных родителей положительные, но на практике многообразие методов нравственного воспитания далеко не всегда осуществляется, а в ряде случаев такие методы вообще отсутствуют (например, этические беседы). Об этом свидетельствуют оценки, данные родителями отдельным методам воспитания. 71,6 % считают эффективным проведение бесед с обсуждением вопросов этики, поведения отдельных школьников. Однако это не всегда возможно практиковать с младшими школьниками.65% используют сообщения родителя на построении о высоконравственных поступках младших школьников данного коллектива. 54,3% семьи предпочитают специально подготовленные нравственные беседы. 48,8% семей используют индивидуальные беседы на нравственные темы не всегда. Следует отметить, что положительно эти эффективные методы нравственного воспитания оценили 30% семей. Как правило, в оценках педагогов апробированных форм нравственного воспитания нет единства: значительное число (35%) семей не использует эти формы, проверенные уже в воспитательной практике. Полученные данные свидетельствуют о недооценке родителями хореографического искусства и общественно полезного труда как средств развития нравственных ценностей, а также создания в семье и использования педагогических традиций по воспитанию младшего школьника. Роль хореографического искусства в нравственном воспитании младшего школьника в современной семье будет эффективной, если в его процессе будут применяться разнообразные формы и методы нравственного воспитания учащихся: метод словесного объяснения; систематические требования к поведению; обязательное соблюдение правил этики; правильно организованный режим дня; поощрения; стимулирование. Наиболее активная и эффективная форма в хореографическом искусстве общение родителей с детьми совместный труд и совместный отдых. Совместное провождение времени, даёт для психологического, интеллектуального развития детей больше, чем год систематической работы. Это приносит больше пользы и 138 |
Наблюдение за деятельностью хореографических коллективов обнаружило ряд существенных недостатков в организации педагогической деятельности. Прежде всего, педагогический процесс невозможен без знаний характеристик участников хореографической деятельности, их индивидуальных психолого-физиологических различий, которые проявляются в свойствах темперамента, профессиональной и нравственной подготовке, возрастных, социальных уровнях, а также о мотивациях деятельности, так как именно личностными качествами, которые влияют на характер межличностного общения в коллективе, определяется положение личности в нем. Одной из задач настоящего исследования является поиск путей совершенствования средств и методов педагогического воздействия, используемых на учебно-тренировочных занятиях по танцу с детьми младшего школьного возраста. Нами был проведен опрос 27 педагогов, в результате которого определился характер применяемых педагогами-хореографами методов и приемов педагогического воздействия и оценка их эффективности. Результаты исследования показали, что используются следующие методы нравственно-эстетического воспитания: беседы, рассказы, разъяснения, информации и др. 73,5% педагогов проводят в хореографическом коллективе систематическую и планомерную работу по вооружению юных танцоров необходимыми знаниями в области общепринятой морали и этики. 18,2% проводят такую работу, но не всегда, а лишь отчасти. Хотя ответы большинства опрошенных педагогов положительные, но на практике многообразие методов нравственно-эстетического воспитания далеко не всегда осуществляется, а в ряде случаев такие методы вообще отсутствуют (например, этические беседы). Косвенно об этом свидетельствуют оценки, данные педагогами отдельным методам воспитания. Так, например, 72,3% тренеров наиболее часто 113 из методов и форм нравственно-эстетического воспитания используют краткие беседы перед занятиями о мужественных и благородных поступках танцоров на сцене и в жизненных ситуациях. 67,4% считают эффективным проведение собраний коллектива с обсуждением вопросов этики, поведения отдельных танцоров. Однако это не всегда возможно практиковать с младшими школьниками. 62% используют сообщения педагога на построении о высоконравственных поступках юных спортсменов данного коллектива. 46,2% педагогов другим формам работы предпочитают специально подготовленные групповые нравственные и эстетические беседы. 44,7% педагогов используют индивидуальные беседы на нравственные и эстетические темы. Следует отметить, что положительно эти эффективные методы нравственно-эстетического воспитания оценили 28% педагогов. Как правило, в оценках педагогов апробированных форм нравственного и эстетического воспитания нет единства: значительное число (примерно 52%) педагогов не использует эти формы, проверенные уже в воспитательной практике. По данным наших наблюдений, в работе педагогов по нравственному воспитанию меньшей эффективностью обладают следующие методы: лекции на моральные темы 37%; групповые этические беседы, специально подготовленные и проводимые самими танцорами, 27%. Если первые два метода действительно нецелесообразно использовать с младшими школьниками, то поручать ребятам проводить самим краткие беседы полезно уже и в этом возрасте, и мы это практиковали в своей работе. Все методы нравственно-эстетического воспитания личности ребенка мало используются педагогами или требуют особой организации, или большой подготовительной работы самого педагога (например, лекции), или определенной затраты времени на подготовку самих юных танцоров к проведению этических бесед с товарищами по коллективу. Эти организационные трудности, видимо, оказывают влияние на желание педагогов использовать эти методы воспитания. 114 |