Проверяемый текст
Рындина, Ольга Александровна; Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет (Диссертация 2004)
[стр. 140]

(дети выбирали самостоятельно, по своему желанию: бабочки «шоколадницы», «капустницы», цветы: «маки», «ромашки», «васильки», «колокольчики»; божьи коровки; девочка, играющая с разноцветным надувным мячом).
В движении дети старались передать легкость и изящество бабочек, красоту и нежность цветов, благородс т
о божьих коровок, озорство характера девочки, играющей с мячом.
Продолжая занятие, предложили детям разбиться на подгруппы (согласно идентичности героев): бабочки с бабочками, цветы с цветами и т.
д.
(получилось по 3-4 ребенка в группе).
Теперь мы смотрели, как двигались герои в группе: дети, воплощая одинаковый образ, проявляли индивидуальность (Маша О.
больше перемещалась в пространстве,
изображая бабочку; Света Р.
и Лена К.
воплощали бабочек, сидящих на цветке), но при этом дети понимали друг друга в танце.
Они пытались выразить свои чувства, передать эмоциональное состояние, которое могут испытывать вымышленные герои
"На солнечной полянке".
Процесс обучения, таким образом, превращался из выполнения чужих требований в исполнение своих собственных желаний и воплощение задумок, что значительно повышало интерес детей к занятиям.
Выполнение
подобных заданий повышало у детей уверенность в себе, результаты могли наблюдать в изменяющемся поведении детей во время занятий, во время выступлений на концертах; сравнить по результатам построения ответов на вопросы в начале эксперимента и в последующем.
Самостоятельная работа являлась неотъемлемой частью наших заданий.
Дети придумывали танцевальные композиции, сюжетные танцы, сочиняли маленькие музыкальные спектакли.
Путем совместного обсуждения, анализа происходила оценка
младшими школьниками возможностей друг друга, что помогло им осознать свои силы в творчестве.
В
результате наблюдений экспериментальных групп были выявлены направления, по которым наиболее успешно развивались младшие школьники.
Для более точного проведения исследования интересующей нас проблемы мы разработали карт)' диагностики, позволяющую определить уровень нравственного развития ребенка, а также эффективность педагогического воздействия и руководства (Приложение 4).
В процессе оценки использована 3-х балльная сиегема: 140
[стр. 103]

педагогическая целесообразность; соответствие жизненному и художественному опыту ребенка (Ю.Б.
Алиев, Л.В.
Горюнова, О.П.
Радынова).
В своей практике, в начале проведения третьего этапа формирующего эксперимента (развитие творческой активности) мы использовали такой компонент метода развивающего обучения, как формирование активного, самостоятельного творческого мышления.
Для этого детям предлагалось придумать имповизацию на услышанную музыку.
Была задана тема “ На солнечной полянке” (на музыку М.
Дунаевского).
После прослушивания музыки, педагог попросил мысленно нарисовать картинку “услышанного” и рассказать о ней.
Рассказ Кати П., 9 лет: “ Летом, когда светило солнце, бабочки, вылетели на полянку и стали весело кружиться над ней.
Цветы распустились.
Их было очень много, разные, здесь были белые ромашки, голубые васильки, розовый клевер.
Одна бабочка с лиловыми крылышками села на василек, чтобы отдохнуть, а к ней прилетели подружки и у них начался дружный разговор.
’’После прослушивания рассказов детей, каждый, из группы занимающихся, определил художественный образ для воплощения в танце и, затем, продемонстрировал в движении под музыку (дети выбирали самостоятельно, по своему желанию: бабочки “Шоколадницы”, “Капустницы”, “Лимонницы”; цветы “ маки”, “ромашки”, “васильки”, “колокольчики”; божьи коровки; девочка, играющая с разноцветным надувным мячом).
В движении дети старались передать легкость и изящество бабочек, красоту и нежность цветов, благородство
божьих коровок, озарство характера девочки, играющей с мячом.
Потом, продолжая занятие, мы предложили детям разбиться на подгруппы (согласно идентичности героев): бабочки с бабочками, цветы с цветами и т.
д.
(получилось по 3-4 ребенка в группе).
Теперь мы смотрели, как двигались герои в группе: дети, воплощая одинаковый образ, проявляли индивидуальность (Маша О.
больше перемещалась в пространстве,
103

[стр.,104]

изображая бабочку; Света Р.
и Лена К.
воплощали бабочек сидящих на цветке), но при этом дети понимали друг друга в танце.
Они пытались выразить свои чувства, передать эмоциональное состояние, которое могут испытывать вымышленные герои
“На солнечной полянке”.
Процесс обучения, таким образом, превращался из выполнения чужих требований в исполнение своих собственных желаний и воплощение задумок, что значительно повышало интерес детей к занятиям.
В
своей практической деятельности мы включали различные типы творческих заданий (импровизацию, сочинение на музыку, подбор музыкального материала на танцевальную комбинацию, различные игровые ситуации).
Исследования H.A.
Ветлугнной, С.И.
Бекиной, A.B.
Кочеткова, выделяют особенности использования таких творческих заданий как активизирующего средства, способствующего развитию творчества детей.
Н.А.Ветлугина пишет, что термин ’’творческие задания” состоит из двух компонентов.
Задания названы творческими, потому что детям в них предлагается самостоятельно находить решения.
Вместе с тем, задания выполняются под руководством взрослого, который организует и направляет деятельность детей.
Творческие задания, по мнению автора, необходимо выстраивать в определенную систему, определяя их место на ряду с учебными, по степени усложнения: а) задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности; б) задания, вызывающие у детей целенаправленные действия; в) задания, предполагающие самостоятельные действия детей (207.
9).
Исходя из этого, проводя третий этап формирующего эксперимента мы постепенно усложняли задания.
Особый акцент делался на упражнения, связанные с импровизацией и сочинением.
Так, при постановке современного танца “ Фейерверк”, детям предлагалось во время второго прослушивания музыкального материала импровизировать в движении.
104

[стр.,106]

выбора и таким образом способствовало раскрытию творческого потенциала детей.
Самостоятельная работа являлась неотъемлемой частью наших заданий.
Дети придумывали танцевальные композиции, сюжетные танцы, сочиняли маленькие музыкальные спектакли.
Путем совместного обсуждения, анализа происходила оценка
детьми возможностей друг друга, что помогло им осознать свои силы в творчестве.
В
конце третьего года занятий по программе, при проведении заключительного концерта дети показали очень высокий уровень как технического, так и эмоционально-образного, художественного исполнения танцев.
Не смотря на то, что атмосфера концертной деятельности активизировала личностные свойства исполнителей, при взаимодействии со зрителями дети не испытывали стеснения (что явно проявлялось на констатирующем этапе эксперимента).
Дети выступали уверенно, эмоционально, отражая в своей деятельности полученные знания, приобретенные умения и выработанные навыки, а также вносили элементы творчества.
В ходе проведения экспериментальной работы детям контрольной группы давались похожие задания, связанные непосредственно с творчеством в хореографии, затем проводилось наблюдение за системой и качеством работы детей, отмечались используемые ими методы и приемы в решении поставленных задач.
В результате чего, мы можем отметить, что дети контрольной группы с интересом выполняли предложенные задания, но в тоже время занимающиеся воспринимали учебный материал, не акцентируя достаточного внимания на особенностях музыки, отображении пластики; развитие мимики и пантомимики происходило достаточно спонтанно, так 106

[Back]