экспериментальной и контрольной группы среднего уровня нравственного воспитания. Качественно картина преобразилась в экспериментальной группе, где на 12% увеличилось число детей с высоким уровнем, в контрольной группе положительная динамика составляет 3%. Количество детей с низким уровнем в экспериментальной группе сократилось на 19%, в то время как в контрольной группе наЗ%. Таким образом, сравнительный анализ данных, полученных в начале и конце экспериментального исследования, доказал действенность, целесообразность и эффективность разработанных нами педагогических условий, роль танца в системе обучения была обусловлена «моделью» идеального типа личности, формулируемой педагогами нравственного воспитания детей младшего школьного возраста средсгвами хореографии. В конце третьего года занятий по программе, при проведении заключительного концерта дети показали очень высокий уровень как технического, так и эмоционально-образного, художественного исполнения танцев. Несмотря на то, что атмосфера концертной деятельности активизировала личностные свойства исполнителей, при взаимодействии со зрителями деги не испытывали стеснения. В ходе проведения экспериментальной работы детям контрольной группы давались похожие задания, связанные непосредственно с творчеством в хореографии, затем проводилось наблюдение за системой и качеством работы детей, отмечались используемые ими методы и приемы в решении поставленных задач. В результате наблюдений и диагностики подсчитан суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка па протяжении экспериментального исследования (Приложение 5). Педагогический поиск велся на основе стержневой идеи и намеченного общего контура в процессе прослушивания музыкальных произведений, музыкальноритмических упражнений, постановки детских композиций, изучения хореографических элементов и ритмических упражнений, занятий этюдами. Учет и опора на индивидуальные и возрастные особенности детей младшего школьного возраста способствовали становлению своеобразной, самобытной, творческой личности. Эксперимент показал, что занятия по хореографии способствуют нравственному развитию младшего школьника. Характерна динамика изменения нравственной 147 |
нравственно-эстетической воспитанности, но качественно картина значительно преобразилась в экспериментальной группе, где на 12% увеличилось число детей с высоким уровнем нравственно-эстетической воспитанности, в контрольной группе положительная динамика составляет 3%. Количество детей с низким уровнем нравственно-эстетической воспитанности в экспериментальной группе сократилось на 19%, в то время как в контрольной группе на 3%. Обработка результатов констатирующего этапа показывает, что в начале эксперимента у детей экспериментальной и контрольной групп был выражен низкий уровень нравственно-эстетической воспитанности, а по итогам формирующего эксперимента прослеживается тенденция к росту числа детей с высоким уровнем развития нравственно-эстетической воспитанности. Таким образом, сравнительный анализ данных, полученных в начале и конце экспериментального обучения, доказал действенность, целесообразность и эффективность разработанных нами педагогических условий нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства. Педагогический поиск велся на основе стержневой идеи и намеченного общего контура в процессе прослушивания музыкальных произведений, музыкально-ритмических упражнений, постановки детских музыкальных спектаклей, изучения танцевальных элементов и ритмических упражнений, занятий этюдами. Учет и опора на индивидуальные и возрастные особенности детей младшего школьного возраста способствовали становлению своеобразной, самобытной, творческой личности. Эксперимент показал, что занятия по танцу способствуют нравственному и эстетическому развитию детей. Характерна динамика изменения нравственно-эстетической позиции детей. От существенного сокращения проявлений негативно-деструктивной позиции и равнодушного отношения к окружающим к проявлению эмпатии, сочувствия, готовности 121 |