Проверяемый текст
Николаев, Егор Васильевич; Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства (Диссертация 2005)
[стр. 149]

это формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью.
Младшим школьникам внушается мысль о том, чтобы себя воспитать, надо хорошо узнать себя.
Для младшего школьника характерно внимание к моральной оценке поступка, стремление быть хорошим в оценке окружающих.
Этому отвечают специальные уроки человечности, на которых ребёнку помогают определить свою нравственную позицию, почувствовать важность этических правил и постигнуть значение их соблюдения.
Кроме того, он обучается рефлексии, получает сведения о некоторых своих психических качествах, своём «Я».
Путем внедрения комплекса педагогических условий
на основе принципов связи музыки с жизнью, тематического построения, культуроеообразности, синкретизма, принципа эмоциогеиности, эстетизации, наглядности обеспечивается нравственное воспитание детей младшего школьного возраста средствами хореографического искусства.
Для решения поставленных задач
нравственного воспитания детей средствами хореографии целесообразно использовать систему методов, включающую информационно-поисковый, метод контрастного сопоставления, размышления о музыке, танце, возвращения к пройденному материалу, усшослуховой и устно-подражательный метод.
На констатирующем этапе исследования
определены критерии, показатели, уровни нравственного воспитания младших школьников.
Проведенная диагностика
младшего школьного возраста выявила удовлетворительное, по недостаточное для осуществления данного процесса состояние проблемы в целом.
На формирующем этапе проведено разучивание и исполнение
хореографических этюдов, движений, игр, народных, классических танцев.
Также
использованы активные формы, методы и приемы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста средствами хореографического искусства: игры, развлечения, метод контрастного сопоставления, метод размышления.
Контрольный этап исследования выявил положительную динамику развития
нравственного воспитания детей младшего школьного возраста средствами хореографии и доказал эффективность выявленного комплекса педагогических 149
[стр. 97]

Данные, приведенные в таблицах 2 и 3, показывают, что у детей младшего школьного возраста преобладает средний и низкий уровни основных критериев нравственно-эстетической воспитанности.
У большинства детей наблюдается низкий уровень ценностных нравственноэстетических ориентаций (48% у обеих групп), а также низкий уровень включенности детей в нравственно-эстетический и музыкально-эстетический процесс (46% в экспериментальной группе, 44% в контрольной группе).
Среднестатистический показатель нравственно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста составлен по основным критериям нравственно-эстетических качеств, данные которых были получены с помощью методов: анкетирования, беседы, интервьюирования (см.
таблицу 4).
Среднестатистические показатели нравственно-эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста на констатирующем 97 этапе исследования (в % ) _________________________ Таблица 4 Группа Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Экспериментальная 39% 45% 16% Контрольная 38% 46% 16% Таким образом, констатирующий этап исследования позволил выявить состояние изучаемой проблемы в педагогической практике образовательных учреждений, определить специфику построения музыкально-танцевальной среды, способствующей нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников, исследовать отношения педагогов, руководителей танцевальных групп, родителей к процессу нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства.
Анализ работы педагогов и руководителей танцевальных групп начальных классов показывает, что культурное содержание пространственнопредметной нравственно-эстетической среды остается однообразным, что осложняет процесс духовного развития ребенка.
Педагоги имеют неточные представления о содержании методах нравственно-эстетического

[стр.,122]

к саморегуляции, самоограничению во имя благополучия.
Далее, главным образом за счет расширения опыта творческой интерпретации в пластических образах, «проживания» их в танцевальной постановке к соблюдению определенных нравственно-эстетических и этических норм поведения, проявлению творческого отношения к действительности, стремлению преобразовать ее к лучшему, участвовать в танцевальной деятельности и в других мероприятиях, то есть к активной созидательной позиции.
Эмоциональная отзывчивость, разнообразные виды и формы танцевальной деятельности ориентируют детей на добрые помыслы и поступки.
Выводы по второй главе Путем внедрения комплекса педагогических условий нравственноэстетического воспитания на основе принципов связи музыки с жизнью, тематического построения, культуросообразности, синкретизма, принципа эмоциогенности, эстетизации, наглядности обеспечивается нравственноэстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства.
Для решения поставленных задач
нравственно-эстетического воспитания детей средствами танцевального искусства целесообразно использовать систему методов, включающую информационно-поисковый, метод контрастного сопоставления, размышления о музыке, танце, семантического слышания, забегания вперед и возвращения к пройденному, устно-слуховой и устно-подражательный метод.
В результате проведенного исследования нами были выделены следующие функции танцевального искусства: воспитательная функция психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненной ситуации; развивающая функция гармоничное развитие личностных качеств и активизация резервных возможностей;

[стр.,123]

обучающая функция развитие общеучебных умений и навыков таких как: память, внимание, восприятие информации, развитие навыков владения родным и иностранным языком; развлекательная функция — создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение занятия в увлекательное «приключение»; коммуникативная функция объединение детей в коллектив, установление эмоциональных контактов; релаксационная функция снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему; аксиологическая функция формирование своеобразной оценки действительности.
На констатирующем этапе исследования
нами определены критерии, показатели, уровни нравственно-эстетического воспитания младших школьников.
Проведенная диагностика
нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста выявила удовлетворительное, но недостаточное для осуществления данного процесса состояние проблемы в целом.
На формирующем этапе проведено разучивание и исполнение
танцевальных этюдов, движений, игр, народных, классических танцев.
Также
нами использованы активные формы, методы и приемы нравственноэстетического воспитания детей младшего школьного возраста: игры, развлечения, метод контрастного сопоставления, метод размышления о музыке, метод семантического слышания, метод внушаемого переживания, встречи с участниками, с солистами ведущих ансамблей, театров танца Республики Саха (Якутия).
Контрольный этап исследования выявил положительную динамику развития
нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста и доказал эффективность выявленного комплекса педагогических условий, о чем свидетельствует соотнесение результатов исследования.
123

[Back]