условий, о чем свидетельствует соотнесение результатов исследования. Экспериментальная работа позволила выделить оптимальное сочетание педагогических средств, для последовательного подъёма детей к доступным высотам. Отмечены конкретные направления совершенствования младшего школьника в нравственном воспитании в хореографии: создание культурно-нравственной среды; ознакомление младших школьников с практикой духовно-культурной жизни в нашей стране и за рубежом; расширение пространства общения. ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ Теоретический анализ научно-исследовательских работ по проблеме нравственного воспитания детей младшего школьного возраста средствами хореографии, опытно экспериментальная работа позволяют сформулировать следующие выводы: К идеалу разносторонне гармонично развитого человека стремились педагоги разных времен и разных стран. Особенно актуальной становится эта проблема в наше время в условиях чрезмерной интеллектуализации общеобразовательной школы на фоне постоянно ухудшающегося здоровья подрастающего поколения. Вечные ценности искусства, в том числе и хореографического, должны более активно привлекаться в качестве универсальных средств нравственного воспитания подрастающего поколения. Под нравственным воспитанием в хореографии мы понимаем социокультурно обусловленный, интегративный, целенаправленный процесс, направленный на усвоение школьниками морального опыта, определяющего деятельность и отношения к обществу, и формирование способности совершенствовать себя и окружающий мир по законам этики. Эффективность нравственного воспитания в младшем школьном возрасте зависит от организации системного подхода к этому 150 |
Итак, приоритетным направлением в учебно-воспитательной работе школы является нравственное воспитание. Одним из существенных компонентов нравственного воспитания можно считать формирование нравственного сознания, в структуре которого выделяются значения, смыслы, чувственное содержание. Возрастной подход к формированию нравственного сознания констатирует сензитивность младшего школьного возраста в процессе нравственного воспитания. Спецификой нравственного воспитания младшего школьника является наличие у детей данного возраста ярко выраженных эстетических потребностей, формирование эстетических чувств, взаимопроникновением нравственного и эстетического. Этим обусловлено введение термина «нравственно-эстетическое воспитание», под которым мы будем понимать целенаправленный процесс, направленный на усвоение учащимися морального опыта, определяющего деятельность и отношения к обществу, и формирование способности совершенствовать себя и окружающий мир по законам эстетики. Эффективность нравственно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте зависит от организации системного подхода к этому процессу, в основе которого лежит переосмысление содержания образования в связи с усвоением определенных нравственных знаний, от организации видов деятельности учащихся и учителя в связи с практическим воплощением полученных знаний. 1.2. Формирование нравственно-эстетического опыта младших школьников с учетом их психолого-физиологических особенностей Учебная деятельность требует от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости, поэтому изучение психолого-физиологических особенностей личности младшего школьника является непременным условием для определения факторов развития нравственных и эстетических ценностей. 32 школьного возраста; особенности использования танцевального искусства в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников. Представленный выше материал позволил нам уточнить определение исследуемого явления. Под нравственно-эстетическим воспитанием мы понимаем социокультурно обусловленный, интегративный, целенаправленный процесс, направленный на усвоение учащимися морального опыта, определяющего деятельность и отношения к обществу, и формирование способности совершенствовать себя и окружающий мир по законам эстетики. Эффективность нравственно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте зависит от организации системного подхода к этому процессу, в основе которого лежит переосмысление содержания образования в связи с усвоением определенных нравственных знаний, от организации видов деятельности учащихся и учителя в связи с практическим воплощением полученных знаний. Цель нравственно-эстетического воспитания формирование гармоничной личности, это определяет направление и организацию этого вида воспитания, которое может осуществляться эффективно только как целостный педагогический процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали, законам этики и эстетики. Результатом является нравственно-эстетическая воспитанность, материализующаяся в общественнокультурно-ценных свойствах и качествах личности, проявляющаяся в отношениях к людям, деятельности, в общении, в эстетическом отношении к миру. Об уровне воспитанности свидетельствует глубина нравственноэстетических чувств, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, состраданию, сочувствию, способность эстетически воспринимать красоту окружающего мира и произведений искусства. О воспитанности свидетельствуют и психические новообразования в личности ребенка: устойчивость положительных качеств, норм поведения, культура отношений, общений. 76 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Теоретический анализ научно-исследовательских работ по проблеме нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами танцевального искусства, опыт экспериментального исследования позволяют сформулировать следующие выводы: 1. К идеалу разносторонне гармонично развитого человека стремились педагоги разных времен и разных стран. Особенно актуальной становится эта проблема в наше время в условиях чрезмерной интеллектуализации общеобразовательной школы на фоне постоянно ухудшающегося здоровья подрастающего поколения. Вечные ценности искусства, в том числе и танцевального, должны более активно привлекаться в качестве универсальных средств нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Под нравственно-эстетическим воспитанием понимается сложный, социокультурно обусловленный, интегративный процесс целенаправленного взаимодействия, с одной стороны, воспитателей и воспитанников, с другой стороны, воспитанников с музыкой, который на основе формирования и развития в подрастающем человеке способности воспринимать и ценить прекрасное в жизни, способствует активному творчеству ребенка и формированию у него потребности в совершенствовании окружающего мира с учетом, гуманистических идеалов, непреходящих человеческих ценностей и норм морального поведения. 2. Технология нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства строится на принципах природосообразности, связи музыки с жизнью, эмоциогенности, культуросообразности, наглядности, синкретизма, эстетизации и включает в себя следующие критерии нравственно-эстетической воспитанности: эмоциональная развитость и отзывчивость; ценностные нравственноэстетические ориентации; устойчивость нравственно-эстетических принципов; |