концепций российских учёных (К.Я.Голейзовского, Л.Г.Арчажниковой, Т.С.Коморовой и др.), оказавших большое влияние на развитие этого процесса в последние годы. Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредствам ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимают изобразительное искусство, литература, театр, музыка, хореография. Вычленим те теоретические аспекты, которые использовались в разработке проблем художественного и нравственного воспитания в истории педагогики, в том числе, и при разработке нашей системы. Отождествление искусства ганца и музыки, феноменов первоосновы нравственности и цельности в воспитании человека, с разумной упорядоченностью цивилизованного мира (Аристотель, Я.А. Коменский, Пифагор. Платон, Сократ). Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Жизнь п воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад. Существенной предпосылкой и фактором становления воспитания как особого вида деятельности' оказалась эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи. Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи 20 |
Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредствам ознакомления их с художественньши произведениями, особое место среди которых занимают изобразительное искусство, литература, театр, музыка, хореография. Хореографическое искусство является древнейшим видом в деятельности людей. Танец возник в глубокой древности, еще в условиях первобытнообщинного строя, как художественное воспроизведение охоты и трудовых процессов. В первобытном обществе танец объединял людей. Например, у австралийских племен танцем отмечалось важное общественное событие, требующее массового действия: сбор плодов, начало охоты, посвящении юношей, военный поход. В Древнем Египте танец входил в ритуал богослужения. Танцы древних греков тоже являлись частью культа и отражали священные обряды, ритуалы (экстатические пляски в честь Диониса, плавные, торжественные в честь Аполлона). В Древней Индии был разработан ряд стилей и школ танца с различной мимикой и выразительными движениями. В Древнем Риме хореографическое искусство имело государственно-народное значение. В средние века искусство хореографии подвергалось гонениям официальных властей, но народное танцевальное искусство продолжало развиваться. В эпоху Возрождения танец вновь обрел популярность. В 1581 году в Венеции Фабрицио Карозо издает книгу “ Танцовщик”, где описывает технику исполнения и основные танцевальные движения, что в сою очередь явилось одной из первых научных работ по данному направлению. Во Франции Туан Арбо выпускает книгу под названием “Орхесография”, где подробно говорится о значении хореографического искусства в жизни людей, о зависимости танца от музыки. В 1661 году во Франции создается Королевская академия танца, разработавшая систему классической хореографии, которая сыграла большую роль в развитии 33 |