окружающему. Исследования в области взаимосвязи музыки и хореографии (И.А.Баднина, Г.Ф.Богданова, А.А.Борзова, А.Я.Ваганова и др.) дают неопровержимые доказательства того, какие огромные возможности для воспитания детей, развития творчества, укрепления здоровья заложены в постижении детьми музыкально хореографического иску сства. Современные научные исследования свидетельствуют о том. что, «приобщая ребенка к искусству танца, мы развиваем его умственно, способствуем формированию творческих проявлений, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают поисковый характер, а поиск, по мнению JI.C. Выготского, требует умственной активности» 154,317]. Выполняя определенные движения, ребенок соотносит их с музыкальной мелодией, заданным художественным образом, а это, в свою очередь, подразумевает: создание определенных ассоциаций, присущих абстрактному мышлению, требует анализа мелодии, понимания ее характера, соотношения движения и музыки, нахождения нужного художественного образа, передачи эмоционального состояния. Исполнение на сцене классического, народного или современного танца требует знания не только характера и техники исполнения движении, но и нравственных норм поведения на сцене: гуманности, доброжелательности, терпимости, благородства и милосердия. Возможности хореографии в нравственном воспитании следует использовать в период становления личности и стимулировать в нем способность активно реагировать на воспитательное воздействие. То есть действительно быть субъектом конкретной ситуации. В процессе нравственного воспитания младших школьников на занятиях хореографией широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Интересно, что материал о значении танца мы находим у К.Д.Ушинского, который отмечал, что «танец сближает всех исполнителей, объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместной 28 |
В.Н. Шацкая, Г.А. Фортунатов). Исследователи заключают, что музыка развивает сферу чувств, способствует гармоническому развитию личности. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать; учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Важность музыки с позиции неординарного воспитательного значения видит Г.П. Новикова: “ Музыка может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны” (135. 6-7). “ Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, к красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека”, писал о музыке В.А. Сухомлинский. Исследования в области взаимосвязи музыки и хореографии (И.А. Баднина, Г.Ф. Богданова, A.A. Борзова, А.Я. Вагановой, К.Я. Голейзовского, Е.В. Горшковой, Р.В. Захарова, Ф.В. Лопухова, Б.С. Санкина и др.) дают неопровержимые доказательства того, какие огромные возможности для воспитания детей, развития творчества, укрепления здоровья заложены в постижении детьми музыкально-хореографического искусства. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что, приобщая ребенка к искусству танца, мы развиваем его умственно, способствуем формированию творческих проявлений, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности ребенка поисковый характер, а поиск, по мнению Л.С. Выготского, требует умственной активности (46. 14). Выполняя определенные движения, ребенок соотносит их с музыкальной мелодией, заданным художественным образом, а это, в свою очередь, подразумевает создание определенных ассоциаций, присущих абстрактному мышлению, требует анализа мелодии, понимания ее характера, 39 соотношения движения и музыки, нахождения нужного художественного образа, передачи эмоционального состояния. Исполнение на сцене будь то классического, народного или современного танца требует знания не только характера и техники исполнения движений, но и определенных традиций данного направления в танце: искусства выполнения прически (классический и русский народный танец не допускают распущенных волос у исполнительниц, а современный может предполагать и т.д.), технике наложения макияжа (для более точного переедания художественного образа существуют специальные приемы), костюма, правил поведения на сцене и т. Д . Исследователи так же отмечают большое значение хореографии с позиции нравственно-эстетического воспитания. Это заключается в том, что занятия, как правило, проходят в коллективе, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. Интересно, что материал о значении танца мы находим у К.Д. Ушинского, который отмечал, что танец сближает всех исполнителей, объединяет их общими переживаниями в “одно сильно чувствующее сердце”. В условиях совместной деятельности (пении, движении под музыку) хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Это создает так же благоприятные условия для индивидуального развития каждого ребенка, а знание законов этики только усиливает данные проявления (191). В процессе занятий хореографией у детей так же воспитываются и нравственно-волевые качества: умение преодолевать трудности, завершать начатое дело, под час сложное для исполнения, целенаправленно трудиться, сосредотачиваясь на главном и т. д. При подготовке к выступлениям, праздникам у детей формируются умения объединяться для общего дела, помогать друг другу, договариваться о выполнении общей работы, готовить специальные сценические костюмы, а это требует определенных трудовых усилий, что в свою очередь приносит радость ребенку. Подтверждение выше 40 |