педагогикой, театром, литерат-урой, культурологией, этикой, эстетикой, физиологией человека, косметологией и т.д. 4) язык танцевальных движений вырабатывался и видоизменялся на протяжении не одного столетия, выразительные средства хореографии (движения под музыку, мимика, пантомимика, танцевальный костюм, сценический грим, световые и звуковые музыкальные спецэффе)сты и т.д.) явились результатом художественной трансформации и совершенствования самой реальной жизни людей. 1.2. Психолого-педагогнческие основы воспитания учащихся младших классов в процессе занятий хореографией Нравственное воспитание, как показано в предыдущем параграфе, характеризует не только этапы становления личности в процессе занятий хореографией, но и раскрывает индивидуальный путь её формирования от просгого к сложному. Понимание индивидуального пути становления личности как многократных переходов от одной стадии к другой, от более простого уровня функционирования к болсс сложному ставит перед психологами задачу. Можно выдвинуть положение о том, что пройденные личностью ступени развития постепенно порождают ее иерархическую организацию, в составе которой позднейшие, более сложные и совершенные структуры не поглощают, но качественно видоизменяют, перестраивают, обогащают, регулируют, интегрируют образования более ранних ступеней через включение их в новые системы психологических отношений личности к миру, в новые жизненные позиции. По мнению И.Ф. Свадковского, ни в психологии, ни в педагогике до сих пор нет единого общепринятого представления о нравственности личности как психологической системе определенным образом организованных се нравственных качеств. «В связи с этим,указывал он, особо значимой становится задача исследования организации свойств личности в единую структуру и прежде всего выявление тех из них, которые выступают в роли системообразующих» [180,144]. В этом параграфе рассматриваются предпосылки для развития преемственноеги различных сторон культурного взаимодействия, существующие: в мировой практике хореографических традиций; в самой природе хореографического явления, 35 |
Исходя рв анализа изученной нами литературы, мы можем сделать некоторые выводы, необходимые для дальнейшего исследования интересующей нас проблемы: 1) язык танцевальных движений вырабатывался и видоизменялся на протяжении не одного столетия, выразительные средства хореографии (движения под музыку, мимика, пантомимика, танцевальный костюм, сценический грим, световые и звуковые музыкальные спецэффекты и т. д.) явились результатом художественной трансформации и совершенствования самой реальной жизни людей; 2) искусство хореографии, как всякое другое искусство, отражает окружаю в*ую реальную действительность посредством систем ы художественных образов, при этом хореография пользуется всем богатством пластической выразительности человеческого тела, его по истине безграничными возможностями; 3) по своей природе искусство танца синтетично, оно тесно связано с музыкой, театром, литературой, культурологией, этикой, эстетикой, физиологией человека, косметологией и т. д. 4) хореографическое искусство является средством формирования качеств личности ребенка (развитие интеллекта, воспитание сознания и самосознания, ответственности, коммуникабельности, отзывчивости к другим людям, вежливости, трудолюбия, аккуратности, доброты, внимания и т. д.). 42 |