функциональных возможностей для длительного поддерживания разнообразных, устойчивых состояний, возникающих разного рода деятельности. Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках. Поступки детей младшего возраста не всегда адекватны происходящему вокруг, недостаточно мотивированы, спонтанны и сильно окрашены эмоционально. Это объективный, физиологически обусловленный процесс. Результаты многочисленных наблюдений, особенно в психологии (JT.A. Венгер, JI.C. Выготский, В.В.Давыдов и др.) показывают, что существуют сензитивные (от латинского чувствительный) периоды возрастного развития. Обнаруживаются особо благоприятные временные зоны для развитая ребенка в тех или иных направлениях, а затем действие таких внутренних условий постепенно или резко ослабевает. Отечественная психология рассматривает чувства как своеобразную форму отражения действительности, как развитие целостной человеческой личности в определенных общественно-исторических условиях (Д.Я.Гальперин, С.Л.Рубипштейн, В.В.Сериков и др.). Выработка нравственных чувств выполняет определенную хореографическую воспитательную функцию, передаваясь от одного поколения к другому. Па основе выработанного чувства легче показать прекрасное в человеческих поступках. Чувство прекрасного переносится на нравственные чувства: доброты, доброжелательности, честности, искренности, мужества и т.д. При анализе взаимосвязи нравственных и эстетических ценностей в хореографии на уровне отдельных компонентов сознания нельзя обойти вниманием методологический принцип ценностного подхода. Ценностная ориентация представляет собой необходимость отличать то, что ценно, менее ценно или вообще враждебно человеческим потребностям, идеалам. Ценность выявляется в процессе оценки, сравнения, когда мы сопоставляем оцениваемое явление с его возможным или желаемым вариантом. Г.В. Арзямова пишет, что «ценности существуют как объект оценки и играют большую роль в развитии общества, выступая регулятором поведения людей, «аккумулятором» человеческой культуры» [12,40]. Ценность выражает практическую связь и именно поэтолгу объективна. Оценка же субъективна как выражение одного из видов теоретического отношения объекта и 46 |
всего процесса. Такие критерии могут быть выработаны на основе данных социологических, педагогических, психологических теоретических исследований, а также определения важнейших категорий нравственного и эстетического воспитания. Как отмечалось выше, основными категориями нравственного сознания являются: нравственная оценка, моральные нормы, нравственные принципы и нравственные идеалы (О.Г.Дробницкий), основные категории эстетического сознания чувства (И.А.Джидарьян), восприятие, оценка, вкус, идеал и т.д. (С.С.Гольдентрихт, М.П.Гальперин). Чувство лежит в основе процесса воспитания, с ним связано формирование как нравственного, так и эстетического качества. «Подлинный нравственный поступок, писал И.М.Сеченов,никогда не является результатом сознательного волевого акта, а всегда есть результат морального чувства и моральной привычки» [193, с.301]. Чувства выступают как форма закрепления социального опьгга в сознании человека. Многократно повторяющиеся чувства осознаются и постепенно превращаются в качества личности: чувство выступает проявлением качества, а качество внешне выглядит как эмоциональное состояние человека. При этом особое значение имеет комплекс социокультурных факторов, оказывающий наибольшее влияние на индивидуальное развитие личности, и от которого зависит качество индивидуального нравственного и эстетического чувства. Отечественная психология рассматривает чувства как своеобразную форму отражения действительности, как развитие целостной человеческой личности в определенных общественно-исторических условиях (П.Я.Гальперин, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Г.Х.Шингаров, П.В.Якобсон и др.). Выработка эстетических и нравственных чувств выполняет определенную воспитательную функцию, передаваясь от одного поколения к другому. На основе выработанного чувства легче показать прекрасное 50 в человеческих поступках. Чувство прекрасного переносится на нравственные чувства: доброты, доброжелательности, честности, искренности, мужества и т.д. При анализе взаимосвязи нравственных и эстетических ценностей на уровне отдельных компонентов сознания нельзя обойти вниманием методологический принцип ценностного подхода. Ценностная ориентация представляет собой необходимость отличать то, что ценно, менее ценно или вообще враждебно человеческим потребностям, идеалам. Ценность выявляется в процессе оценки, сравнения, когда мы сопоставляем оцениваемое явление с его возможным или желаемым вариантом. Г.В.Арзямова пишет, что ценности существуют как объект оценки и играют большую роль в развитии общества, выступая регулятором поведения людей, «аккумулятором» человеческой культуры [13, с.38]. Ценность выражает практическую связь и именно поэтому объективна. Оценка же субъективна как выражение одного из видов теоретического отношения объекта и субъекта. Оценочный аспект эстетического и этического сознания пронизывает все элементы этих форм сознания (А.И.Буров, М.С.Каган, Х.В.Лармин, Б.Т.Лихачев, Л.И.Столович). Простейшая нравственная оценка есть отражение (верное или неверное) нравственных ценностей, существующих в социальной действительности. Истинность нравственной оценки зависит от того, с чьих позиций дается эта оценка. Она выражает отношение предпочтения к общественно одобряемому поступку, к позиции, которая оценивается групповым, классовым, общественным сознанием как необходимая, должная, идеальная. По справедливому замечанию О.Г.Дробницкого, каждая простейшая нравственная оценка содержит в себе ценностный и долженствовательный момент. В простейшей нравственной оценке содержатся одновременно: фиксация нравственной ценности действия или поступка; характеристика этого поступка с точки зрения зла или добра, нравственности или безнравственности; зависимое от этой фиксации моральное требование51 |