внешкольного воспитания он видел в том, чтобы дети получали знания не только на уроках, но и стремились самостоятельно добывать их из жизни, в свободное от учёбы время. Система общего образования не предусматривает в сетке школьного расписания изучение 'такого предмета как хореография, несмотря на то, что дети хотят заниматься танцами, а также хореографическое искусство очень много даёт подрастающему поколению в плане воспитания, образования, укрепления здоровья. Отсюда возникают противоречия между желаниями, интересами детей, большими возможностями хореографического искусства и возможностью заниматься в системе школьных занятий. Одним из условием педагогического процесса на занятиях хореографией является: развитие младшего школьника, совершенствование физических сил, интеллектуальных возможностей, его духовности. Подчеркивая важность оказания систематического влияния на развитие школьников, П.Ф. Каптерев писал: «Помощь саморазвитию организма должно оказывать ие случайную, отрывочггую по временам и обстоятельствам, но постоянную, систематическую, продуманную. Точно так же заботы об усовершенствовании личности не должны касаться одной какой-либо стороны, а обнимать всего человека» [89,169]. С позиций современной российской педагогической мысли основы теории воспитательных ценностей раскрыты Б.Т. Лихачевым. Он утверждает, «что их основными интегративными источниками являются воля к жизни, любовь к природе, единение с человечеством, сознание духовного величия человека. Среди них есть ценности вечные (духовно-религиозные, нравственные, трудовые, эстетические и экологические), преходящие (идеологические и политические, ценности жизненно-практической ориентации), устойчивые ментально-этнические (традиции, обычаи, черты национального характера). Все их можно разделить на духовно-космические, общенациональные, социально-стратификационные (стартовые), природные нравственно-эстетические и экологические, индивидуальноличностные»^ 18,46].Воспитательная целеустремленность на занятиях хореографией обязывает всю работу формирующего себя человека и работу' с ним строить с установкой на повышение уровня воспитанности, на достижение 54 |
Великий русский педагог К.Д. Ушинский, говоря о воспитании и образовании детей отмечал, что нельзя преувеличивать влияние школы на развитие ребенка. 4 4 Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо большее влияние оказывает время, природа и семейная жизнь. Школа не имеет права вторгаться в чуждую ей область и мешать своими уроками влиянию других великих воспитателей: человека, природы и жизни.”(191. 221). Одной из основных задач обобщения работы школы и внешкольного воспитания он видел в том, чтобы дети получали знания не только на уроках, но и стремились самостоятельно добывать их из жизни, в свободное от учебы время. Система общего образования не предусматривает в сетке школьного расписания изучение такого предмета как хореография, несмотря на то, что дети хотят заниматься танцами, а так же хореографическое искусство очень много дает подрастающему поколению в плане воспитания, образования, укрепления здоровья ( эти вопросы рассматриваются в п. 1.1. и 1.2. нашего исследования). Отсюда возникают противоречия между желаниями, интересами детей, большими возможностями хореографического искусства и невозможностью заниматься в системе школьных занятий. Изучение педагогического опыта, исследование специальной литературу позволяет отметить, что оптимальным местом для осуществления единства воспитания, развития и обучения на базе школьных знаний и реализации потребностей дополнительных интересов детей является система дополнительного образования. О взаимосвязи работы школы и внешкольных учреждений, о необходимости обобщать их обширную практику писали O.A. Апраксина, H.A. Дмитриева, А.У. Зеленко, A.C. Макаренко, В.П. Острогорский, К.Д. Ушинский, В.Н. Шацкий. 44 |