нравственной оценки собственного поступка. Нравственные представления младших школьников в основном ритуальны. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («пожалеть», «поделиться», «заступиться», «подарить», «послушать» и т. п.). Это означает, что в формировании нравственных представлении у детей младшего возраста особая роль принадлежит выработке навыков дисциплинированного, гуманного, культурного поведения. Младшему школьнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью операций по их выполнению. они окажутся бесполезными. Таким образом, процесс формирования первоначальных нравственныхпредставлений у младших школьников имеет следующую логику: выдвижение образца, действие по образцу, состояние эмоционального комфорта, повторение образца, выработка ритуального стерео ища, ощущение (еще не понимание!) социальной значимости ритуальных действий, возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях. Отсюдапедагогическое правило: нравственные представления не закладываются в голову ребенка, они формируются в его сознании на основе определенной последовательности поступков, умело направленных педагогами. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна. Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками хореографически, психологически, педагогически подготовить к дальнейшему обучению и воспитанию. Современная система воспитания средствами хореографии базируется на принципах гармоничного сочетания интеллектуального, нравственного и физического развития ребёнка. «Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития», отмечает в своих исследованиях педагог-хореограф Т.В.Пуртова [172,256]. Занятия хореографией формируют правильную осанку (И.А. Бадшш, И.И.Вахрах, Б.В.Шавров), прививают основы этикета и грамотного поведения в обществе (Ф.В. Лопухов, В.И.Нилов), дают представления об актерском мастерстве 56 |
Лопухова, И.А. Моисеева, Ю.И. Плахта, Т.В.Пуртовой, М.М. Фокина, Б.В. Шаврова и др. Современна система эстетического воспитания средствами хореографии базируется на принципах гармоничного сочетания интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка. “ Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, отмечает в своих исследованиях педагог-хореограф Т. В. Пуртова (152). “Гармония и красота внешнего, физического облика всегда тождественна в этой системе внутренней гармонии, красоте духа”,иодтверждает, выше сказанное, в своих исследованиях, педагог-хореограф К.Я. Голейзовский (52). Занятия хореографией формируют правильную осанку (И.А. Баднин, И.И. Бахрах, Б.В. Шавров), прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе (Ф.В. Лопухов, В.И. Нилов), дают представления об актерском мастерстве (В.И. Уральская, С.Б. Смирнов), расширяют круг знаний в области балетного театра (В.М. Красовская, Н.И. Эльяш, Ю.А. Бахрушин и др.), ближе знакомят детей с музыкой (Н.Г. Александрова, Д.И. Кабалевский, и др.). Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания (И.А. Моисеев, A.B. Ширяев). «Ибо каждый народ,»как пишет И.А. Моисеев, «имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер» (128. 34). Рассматривая занятия хореографией как средство эстетического воспитания и опираясь на исследования ученых в области общих вопросов эстетического воспитания средствами искусства (A.B. Антоновой, Л.Г. Арчажниковой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой, Л.С. Выготского, И.Я. 22 |