через творчество, прежде всего своего внутреннего мира через нравственное и художественно эстетическое воспитание. Творческое начало как способность младшего школьника создавать своё, новое, оригинальное, лучшее формируется наиболее активно, когда хореографическая деятельность из «внешнего творчества» переходит во внутреннее состояние и становится содержательным выявлением детского «Я». Важно, чтобы в творческом танце ребёнок «выплёскивал» своё состояние, субъективно «проживал» своё настроение . Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью. Надо довериться бессознательной области души ребёнка. «Знание средств даже очень несовершенное способно значительно повысить и углубить творческую жизнь ребёнка», заметил в своих исследованиях М.М.Рубинштейн [177,497]. «Однако не следует, полагал учёный, профессионально обучать ребёнка искусству, преувеличивать знания технических умений и навыков в процессе воспитания творческой личности. Их формирование должно носить вспомогательный характер, это не самоцель, а лишь способ, при помощи которого можно поставить воспитанников в положение творящих. Их приобретение должно идти рука об руку с переживаниями и творчеством ребенка, поддерживая и развивая его, а не подавляя»[177,498]. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, хореографические представления, ученик внезапно расцветает в своих творческих проявлениях. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. В ребёнке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, каким бы наивным и несовершенным ни были результаты этих стремлений. Сегодня он сочиняет нескладные танцевальные движения, не умея показать их простейшим способом, в которых корявые движения соответствуют корявостям исполнения. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ученика, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся ещё мыслей. Он, может быть, не станет ни художником, ни танцором, но, возможно, станет отличным математиком, врачом или учителем. Вот тогда самым благотворным образом даст о себе знать его детское творческое влечение. Добрым 74 |
не может дать в своих психических проявлениях больше того, что в него вложено от природы” (131. 25-26). Однако, если педагог не может создать несуществующие наклонности, в его силах развить до наиболее возможной высоты все имеющиеся, помочь ребенку реализовать его потенциал, отмечает в исследовании проблем эстетического воспитания детей Г.В.Лабунская (103). Приоритет воспитательным средствам в формировании эстетически развитой, творческой личности отдавали и представители психологопедагогического направления, ведущим теоретиком которого па протяжении многих лет был видный русский педагог П.Ф.Каптерев. Ученый вместе со своими единомышленниками считал необходимым изучать природу ребенка и законы его психического развития, без знания которых невозможно вести эффективную воспитательно-образовательную работу с детьми (81). Успехи детского эстетического творчества определяются, как полагали педагоги, богатством и глубиной их духовной жизни, развитостью художественного чутья, эстетической восприимчивости и эстетических переживаний, а танец, по мнению Л.С. Выготского, является богатейшим источником эстетических впечатлений, так как синтезирует в себе движение под музыку с воплощением и передачей исполнителем заданного художественного образа (47. 317). Успехи эстетического творчества ученые также определяют в знании “технических средств”, то есть определенных технических умений и навыков в конкретном виде деятельности. “Знание средств даже очень несовершенное способно значительно повысить и углубить творческую жизнь ребенка заметил в своих исследованиях М.М. Рубинштейн. Однако не следует, полагал ученый, профессионально обучать ребенка искусству, преувеличивать значение технических умений и навыков в процессе воспитания творческой личности. Их формирование должно носить вспомогательных характер, это не 26 |