Проверяемый текст
Николаев, Егор Васильевич; Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами танцевального искусства (Диссертация 2005)
[стр. 79]

посредством хореографического искусства, но и во всей системе образования.
Такое знание позволяет правильно, то есть научно обоснованно, отбирать не только хореографический материал, но и, прежде всего, мечоды и приемы нравственного воздействия на личность младшего школьника; определенным образом варьировать методику преподавания; достаточно квалифицированно оценивать непосредственную реакцию воздействия.
Следует отметить, что воспитание личности всегда
оставалось и остается одной из ключевых идей современной педагогики и психологии.
Но на современном этапе развития науки особое методологическое значение приобретает признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса, которое подразумевает установление новой педагогической парадигмы, основанной на преобладании субъект
субъектных отношений между учеником и педагогом.
По мысли В.А.Сухомлинского, «воспитание гражданина — это, прежде всего, раскрытие в сознании у детей подлинной моральной красоты Человека, красоты жизни»
[191,24].
Эстетическое воспитание в своей педагогической практике он неразрывно связывал с нравственным.
Рассмотрение в единстве этического и эстетического, по его мнению, дает возможность правильно решать вопрос о соотношении внутренней и внешней красоты человека, о методах воспитания подлинно прекрасных поступков.

Для детей 6-9 лет, прежде всего, характерна чрезвычайная подвижность.
Они нуждаются в частой смене движений, длительное сохранение статистического положения для них крайне утомительно.
В то же время движения детей еще не организованы, плохо координированы, запас целенаправленных двигательных навыков у них невелик, они нуждаются в его пополнении и усовершенствовании.
Относительная слабость мускулатуры и гибкость костей из-за большой прослойки хрящевой ткани могут привести к образованию плохой осанки и искривления позвоночника.
Двигательный аппарат ребенка еще недостаточно окреп, что вызывает необходимость очень внимательного отношения к дозировке физических упражнений.
Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредоточиваться на одном задании.

Сотворчество представляет естественную деятельность педагога-хореографа и 79
[стр. 43]

Следует отметить, что воспитание личности всегда оставалась и остается одной из ключевых идей современной педагогики и психологии.
Но на современном этапе развития науки особое методологическое значение приобретает признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса, которое подразумевает установление новой педагогической парадигмы, основанной на преобладании субъект
на субъектных отношений между учеником и педагогом.
«Признание личности как продукта общественно-исторического процесса и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату» [173, с.15].
В вопросе о воспитании личности, прежде всего, вернемся к понятиям «эстетическое воспитание» и «нравственное воспитание».
В педагогической энциклопедии дается следующая их трактовка: «Эстетическое воспитание это целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства.
В современном обществе главной целью эстетического воспитания является всестороннее развитие личности...» [174].
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, к обществу, к Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Эстетическое и нравственное воспитание предполагает развитие личности, которое трактуется как процесс формирования личности как социального качества индивида в процессе его социализации и воспитания» [181, с.331].
Следовательно, личность развивается в результате различных процессов, среди которых мы выделяем такие понятия, как социализация и воспитание.
«Развитие личности включает в себя такие этапы, как формирование, стабилизация, возрастные изменения и преобразования» [181].
Личность формируется, изменяется 43

[стр.,48]

Д.И.Водзинский, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, И.Ф.Свадковский, В.А.Сухомлинский и др.
Выдающийся педагог-новатор А.С.Макаренко [140] на практике выявил взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания.
Каждая нравственная задача понималась им как задача эстетическая.
Он требовал красоты поведения, быта, одухотворенности труда, всего того, что создавалось творчеством педагогов и их воспитанников.
Другой замечательный советский педагог В.А.Сухомлинский видел задачу школы в организации такой среды, где человек бы «жил в мире красоты» [199, с.З].
На протяжении всей своей педагогической и гражданской деятельности В.А.Сухомлинский стремился к тому, чтобы логическое познание научных истин и закономерностей облагораживалось тонкостью чувствования.
По мысли В.А.Сухомлинского, «воспитание гражданина это, прежде всего, раскрытие в сознании у детей подлинной моральной красоты Человека, красоты жизни».

Эстетическое воспитание в своей педагогической практике он неразрывно связывал с нравственным.
Рассмотрение в единстве этического и эстетического, по его мнению, дает возможность правильно решать вопрос о соотношении внутренней и внешней красоты человека, о методах воспитания подлинно прекрасных поступков.

По мнению Б.Т.Лихачева, [128] к прямым задачам эстетического воспитания необходимо отнести, прежде всего, развитие у каждого школьника способности восприятия эстетических явлений в искусстве и действительности.
Современные философы рассматривают проблему единства этих сфер с разных точек зрения [83].
Родство нравственного и эстетического просматривается в их структуре.
Нравственность некоторыми учеными представляется как синтез нравственного сознания, нравственной деятельности, нравственных отношений (О.Г.Дробницкий), или нравственного сознания и нравственной практики (А.Т.Харчев); внутри нравственного сознания общественного и индивидуального вычленяются следующие элементы: 48

[стр.,105]

ценностного отношения на базе приобретаемых знаний, умений и навыков.
Занятия с детьми 1-2-х классов и по своему содержанию, и по методике значительно отличаются от занятий с детьми более старшего возраста.
Поступающие в школу дети с большим интересом присматриваются к новой для них жизни школы, их очень привлекает кружковая работа, в том числе и занятия по танцу.
Руководители танцевальных кружков охотно принимают семивосьмилеток, зная, что исключительная пластичность детей этого возраста, их живость и естественная прелесть представляют большой интерес для постановочной работы по танцу.
В отношении же подбора учебного материала и всего построения занятий многие педагоги ограничиваются тем, что вносят незначительные изменения в программу, составленную для школьников младшего возраста, забывая о том, что имеются очень существенные различия между детьми 7-8 или 9-10 лет.
Отсюда проистекают многочисленные ошибки в организации учебно-воспитательного процесса.
Для детей 7-8 лет, прежде всего, характерна чрезвычайная подвижность.
Они нуждаются в частой смене движений, длительное сохранение статистического положения для них крайне утомительно.
В то же время движения детей еще не организованы, плохо координированы, запас целенаправленных двигательных навыков у них невелик, они нуждаются в его пополнении и усовершенствовании.
Относительная слабость мускулатуры и гибкость костей из-за большой прослойки хрящевой ткани могут привести к образованию плохой осанки и искривления позвоночника.
Двигательный аппарат ребенка еще недостаточно окреп, что вызывает необходимость очень внимательного отношения к дозировке физических упражнений.
Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредоточиваться на одном задании.

Они легче воспринимают конкретный материал, живой образ для них гораздо ближе, нежели отвлеченное понятие.
105

[Back]