особенности использования хореографического искусства в нравственном воспитании младших школьников. Задачи нравственного воспитания в хореографии оказываются тесно переплетенными с задачами эстетического воспитания, цель которого развитие личности ребенка средствами хореографического искусства, формирование в нем положительных качеств личности, таких как воображение, потребность в прекрасном, трудолюбие и т.д. В силу специфики возраста нравственное воспитание именно в начальной школе является наиболее эффективным. Учет возрастных особенностей, а именно наличие ярко выраженных нравственных потребностей, эмоциональности, чувственности в младшем школьном возрасте обусловливает единство нравственного и эстетического. Кроме того, взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания для данного возрастного периода очевидна и необходима в силу родственности их целей и задач. Нравственно-эстетическое воспитание изнутри искусства и полихудожественный метод развития младшего школьника это две стороны одной медали, когда одно в отрыве от другого теряет свою научную и художественную полноту. Сущность нравственного воспитания средствами хореографического искусства состоит в том, что оно гармонично развивает духовные и творческие способности человека: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться и правильно оценивать прекрасное до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности, формируя нравственную культуру личности. Занятия хореографией способствуют улучшению эмоционального, психологического и физического состояния, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, воспитанию чувства коллективизма, развитию настойчивости, силы воли и художественного вкуса детей. К настоящему времени сложились внутренние и внешние предпосылки повышения эффективности процесса нравственного воспитания младших школьников средствами хореографического искусства, обусловленные формированием определённых потребностей общества, семьи и личности. Таким образом, мы можем подтвердить, что непосредственным источником нравственного воспитания младших школьников являются занятия хореографией. 83 |
В силу специфики возраста нравственное воспитание именно в начальной школе является наиболее эффективным (Г.С.Абрамова, Д.А.Белухин, О.С.Богданова, О.Д.Калинина). Учет возрастиых особенностей, а именно наличие ярко выраженных эстетических потребностей, эмоциональности, чувственности в младшем школьном возрасте (В.А.Гаврилов, Т.Б.Лихачев) обусловливает единство нравственного и эстетического (К.В.Гавриловец, И.И.Казимирская). Кроме того, взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания для данного возрастного периода очевидна и необходима в силу родственности их целей и задач (Н.А.Ветлугина, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский и др.). Однако между целями, задачами нравственного воспитания и практическим их воплощением в настоящее время сложились определенные противоречия. Одно из них касается социального аспекта воспитания и выражено в падении прежних и отсутствии новых идеологических норм, на основе которых формировалось нравственное сознание подрастающего поколения. Технократические тенденции в человеческом сознании и мышлении создают условия для ослабления роли гуманитарных аспектов общественной жизни, что неизбежно обусловливает потерю значимости категорий нравственности. В то же время новые идеологические основы не созданы, что, несомненно, приводит к замешательству и растерянности в решении задач нравственного воспитания. Следующее противоречие обусловлено личностным аспектом. Младшие школьники в силу специфики возраста ориентируются на нравственный идеал, достойный подражания, но потоки зарубежной субкультуры могут искажать представления о нравственности и формировать в сознании младших школьников иллюзорные приоритеты, что затрудняет выполнение педагогических задач. Противоречия сложились и в самой педагогической науке. Советская педагогика, интернационализируя процесс нравственного воспитания, почти полностью исключила из воспитательного процесса этнокультурные традиции, 4 дополнительной подготовки педагогов, психологов, руководителей танцевальных кружков, ансамблей и родителей. III этап (2003-2004гг.) экспериментально-обобшающий. Проводился педагогический эксперимент, обобщались результаты исследования, оформлялась диссертационная работа. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Сущность нравственно-эстетического воспитания средствами танцевального искусства состоит в том, что оно гармонично развивает духовные и творческие способности человека: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности, формируя эстетическую культуру личности. Занятия танцами являются эффективным средством для улучшения эмоционального, психологического и физического состояния человека, для сохранения и развития его духовного здоровья. Существует возможность и объективная необходимость использования их в борьбе со стрессом, дефицитом положительных эмоций и двигательной активности людей. 2. К настоящему времени сложились внутренние и внешние предпосылки повышения эффективности процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства, обусловленные формированием определённых потребностей общества, семьи и личности. Процесс осуществляется с учетом психолого-физиологических особенностей ребенка; его основные компоненты (цель, структура, содержание, формы, методы) базируются на актуализации готовности подрастающего поколения к самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению и обусловлены рядом специфически реализуемых принципов (природосообразности, культуросообразности, синкретизма, эстетизации образовательного процесса, эмоциогенности, связи музыки с жизнью, наглядности) и педагогических условий. II Задачи нравственно-эстетического воспитания оказываются тесно переплетенными с задачами художественного воспитания, цель которого развитие личности ребенка средствами искусства, формирование в нем положительных качеств личности, таких как эмпатия, воображение, потребность в прекрасном, трудолюбие. Сущность нравственно-эстетического воспитания средствами танцевального искусства состоит в том, что оно гармонично развивает духовные и творческие способности человека: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности, формируя эстетическую культуру личности. Занятия танцами способствуют улучшению эмоционального, психологического и физического состояния, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, воспитанию чувства коллективизма, развитию настойчивости, силы воли и художественного вкуса детей. К настоящему времени сложились внутренние и внешние предпосылки повышения эффективности процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевального искусства, обусловленные формированием определённых потребностей общества, семьи и личности. Процесс осуществляется с учетом психолого-физиологических особенностей ребенка; его основные компоненты (цель, структура, содержание, формы, методы) базируются на актуализации готовности подрастающего поколения к самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению и обусловлены рядом специфически реализуемых принципов (природосообразности, культуросообразности, синкретизма, эстетизации образовательного процесса, эмоциогенности. связи музыки с жизнью, нагладности) и педагогических условий. Комплекс педагогических условий, способствующих нравственноэстетическому воспитанию младших школьников средствами танцевального 77 |