Проверяемый текст
Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. – М.: Наука, 1984.- 136 с.
[стр. 15]

15 3.
Семиотический подход.
Этот подход охарактеризован Ч.
Моррисом [3]: «Язык система знаков, сопряженных набором синтаксических, семантических и прагматических правил, на основе которых возникает феномен речи в обществе».
Интерпретация знаков языка.
Как и других семиотических систем, трояка: то, что мы имеем в виду; то, что предполагает интерпретация и сама интерпретация, причем последнее понятие динамическое.
Семиотический подход к изучению языка тесно связан с теорией информации.
Знак любой семиотической системы содержит концентрацию информационного смысла.
Сам знак рождается потребностью в передаче определенной информации.
4.
Культурологический подход за исходную позицию берет концепцию культуры.
Штайнер (1969), Леви-Стросс считает, что все культурные феномены представляют язык, едва ли будет преувеличением сказать, что сама культура является кодом коммуникации, а социальные процессы его грамматикой.
Колеридж определяет язык как средство культурного прогресса, а процесс развития языка ведет гении поэта, как величайшего мастера эстетики слова, и коллективная мудрость народа.
Демокрит связывал возникновение языка с образом жизни первобытных людей и с их нуждами.
Он так представлял себе возникновение человечества.
Сначала у людей была жизнь, похожая на звериную.
Они вразброд выходили на пастбища и питались травой и плодами деревьев.
Страх перед зверями заставил их объединиться и помогать друг другу.
Голос их первоначально был нечленораздельным и бессмысленным, но постепенно они перешли к членораздельным словам, установив друг с другом символы для каждой вещи, и тем самым
создали средство для изъяснения относительно всего.
Хотя, как мы помним, Платон устами Сократа назвал грубым соображение о договоре между людьми именовать так или иначе вещи.
Для Платона, создателя мира идей и государства философов, древние люди были ничтожными и неспособными ни придумать имена, ни договориться об их значении.
Договорная гипотеза, предполагающая естественное, на основе человеческих по
[стр. 27]

Борис Якушин: «Гипотезы о происхождении языка» соответствии с которой первоначально было не имя и не слово, а слово-предложение).
Звук, которым выражалось на первом этапе появления языка предикативное представление, мог быть и эмоциональным выкриком (междометием), вызванным этим представлением, и подражанием звучанию соответствующего предмета.
Конечно, первоначально естественно звучавшие корни радикального языка в процессе стихийного его развития значительно изменяются – и Вундт пытается доказать это на большом языковом материале.
Первые корни, как уже говорилось, непосредственно были связаны с указательной и изобразительной пантомимой и соответственно делились на указательные (здесь, который, этот, там) и предикативные (солнце, человек, любовь).
Разница между ними состоит в том, что если указательная пантомима и корень имеют одно и то же назначение, благодаря чему корень просто "обращает" пантомиму в звук, то изобразительная пантомима и предикативный корень различны по природе и корень только "переводит" пантомиму в звук.
В результате взаимодействия чувственных признаков, предикатов и звуков образуется радикальный язык, в котором нет грамматики и предложения строятся как свободная последовательность корней, соответствующая ходу мыслей говорящего.
Примером такого языка Вундт считает китайский, который развивался за счет богатства корней: чтобы сказать "в доме", китаец употребит два корня – дом и внутренность.
По мере того как "обширные" представления начинают расчленяться на составляющие их признаки, образуются агрегаты признаков, состоящие из совокупностей отдельных признаков.
Этим совокупностям соответствуют наборы корней, из которых один становится основным, а остальные – уточняющими.
На этой ступени формируются агглютинативные языки, в которых слова "склеиваются" из нескольких корней.
Вундт приводит пример: в делаварском языке есть слово nadholineen, образованное из корней naten "достать", hoi (от amohol "лодка*) и ineen "нас" и означающее "достать-на-лодке-нас" (угроза неприятеля переплыть к нам на лодке).
И наконец, когда развиваются и выделяются в мышлении общие представления и абстрактные признаки, слово превращается в символ, и значения его составных элементов уже не принимаются во внимание.
Из таких слов-символов и образуются инфлекционные языки со сложной грамматикой.
Поскольку первые этапы языка сильно зависят от условий жизни народа, постольку число первоначальных языков было бесконечным.
Дальнейшее же их развитие и застывание связаны со свойствами их народов.
Глава 4 ЛЮДИ – ИЗОБРЕТАТЕЛИ ЯЗЫКА ДЕМОКРИТ И ЭПИКУРЕЙЦЫ.
ВИТРУВИЙ Как мы помним, Платон устами Сократа назвал грубым соображение о договоре между людьми именовать так или иначе вещи.
Для Платона, создателя мира идей и государства философов, древние люди были ничтожными и неспособными ни придумать имена, ни договориться об их значении.
Договорная гипотеза, предполагающая естественное, на основе человеческих потребностей
появление имен, более созвучна материалистическому мировоззрению.
И впервые она была сформулирована за век до платоновского "Кратила" знаменитым философом-материалистом античности Демокритом (V–IV вв.
до н.
э.).
Его энциклопедические знания, глубина мышления, широта философского охвата вопросов (по словам Аристотеля, он "размышлял обо всем") создали ему большой научный авторитет среди философов.
Вместе со своим учителем Левкиппом он является основоположником философии атомизма и детерминизма.
Демокрит связывал возникновение языка с образом жизни первобытных людей и с их нуждами.
Он так представлял себе возникновение человечества.
Сначала у людей была жизнь, похожая на звериную.
Они вразброд выходили на пастбища и питались травой и плодами деревьев.
Страх перед зверями заставил их объединиться и помогать друг другу.
Голос их первоначально был нечленораздельным и бессмысленным, но постепенно они перешли к членораздельным словам, установив друг с другом символы для каждой вещи, и тем самым

[Back]