Проверяемый текст
Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. – М.: Наука, 1984.- 136 с.
[стр. 19]

19 Подобрав буквы для вещи, люди соединяли их в слоги и слова, может быть, по принципу подобия, как атомы соединяются в более сложные тела.
Естественно, что слоги и слова различаются или формой букв, или их положением, или порядком.
Из слов образуются словосочетания и затем предложения —
механическое "сплетение имен”.
Таким образом, слова приобретают и "сохраняют свой склад, сохраняют фигуру”, как выражается Лукреций.
К точке зрения эпикурейцев на происхождение языка примыкают высказывания римского архитектора, соратника Юлия Цезаря, Витрувия
(1 в.
до н.э.).
В трактате "Об архитектуре" Витрувий, как и многие античные философы, придерживался идеи общественного прогресса.
Противоположное мнение состояло в том, что древние люди жили в золотом веке, и последующее их существование только ухудшалось.
Древние люди, по мнению Витрувия, жили, как звери в лесах и пещерах, * питаясь дикой птицей.
Но однажды ветер раскачал деревья, и от трения их сучьев разгорелся огонь.
Привыкнув к нему, люди поняли его пользу: он давал тепло их телу.
Собравшись у огня, они поддерживали его и знаками приглашали других погреться.
Так возникли первые "сборища" людей.
Своим дыханием они производили различные звуки, из которых под воздействием ежедневной практики употребления были установлены "какие пришлось" слова, а затем частое употребление вещей потребовало и употребления слов, т.е.
люди "самопроизвольно" начали говорить.
Таким образом, Витрувий различает два этапа: установление слов людьми и употребление их в речи, которая возникла "самопроизвольно", стихийно, из потребности в общении.

После древнегреческой философии интерес мыслителей к проблеме происхождения языка резко упал из-за господства в науке богословских, в частности библейских, представлений.
Однако эпоха Просвещения, расцвет которой приходится на XVIII в., возродила вновь эту проблематику.
Особенно много внимания уделили ей французские просветители.
Отход от теологического понятия о богоданности языка происходил постепенно.
В XVII
[стр. 29]

Борис Якушин: «Гипотезы о происхождении языка» звуков различных.
То уж тем более роду людей подобало в ту пору Звуками обозначать все несхожие, разные вещи1.
Как и у Эпикура, у Лукреция человеческая речь, прежде чем быть созданной людьми, прошла некоторый предварительный, "физиологический" этап – этап эмоциональных криков, которые связывались с впечатлениями от воздействующих на человека вещей н становились их обозначениями.
В дальнейшем люди сами стали "конструировать" имена соответственно впечатлениям, которые производили на них вещи.
Методы такого "конструирования" излагает Сократ в "Кратиле", когда строит свои этимологии и выводит первые имена.
Видимо, как раз атомисты – линия Демокрита-Эпикура – здесь и имеются в виду.
Поскольку речь – материальные звуки, перенести на их строение принцип создания из мельчайших тел (атомов) все более и более крупных было бы естественно.
Как и атомы, буквы различаются формой (А и Р), положением (Р и Ь) и порядком (АР и РА).
Подобно тому как изменение этих свойств атомов приводит к изменению всей вещи, из них состоящей, так и изменение в буквах приводит к новым словам.
Вот как Лукреций иллюстрирует этот атомистический тезис: Много имеет значения, как сочетаются тельца Эти первичные и в положенья каком пребывают, Также какое движение друг другу дают и приемлют.
Так что, чуть-чуть изменив сочетанья, они образуют Пламя из дерева.
Это и в самих словах мы заметим.
Звуками мы отличаем понятия iigna (дрова) от ignes (огни), В буквах почти одннаких слегка изменивши порядок".
Вполне возможно, что кто-то из атомистов предположил, что для отдельных ощущений от вещей – вторичных качеств – можно подобрать такие звуки (буквы), которые более всего подходят по вызываемым ими ощущениям к тем, которые вызываются вещами.
Отсюда сократовские примеры в "Кратиле"; г (р) "подражает" движению и порыву, i (i) – всему тонкому, 1 (Л) – скользкому и гладкому и т.
д.
Подобрав буквы для вещи, люди соединяли их в слоги и слова, может быть, по принципу подобия, как атомы соединяются в более сложные тела.
Естественно, что слоги и слова различаются или формой букв, или их положением, или порядком.
Из слов образуются словосочетания и затем предложения
механическое "сплетение имен".
Таким образом, слова приобретают и "сохраняют свой склад, сохраняют фигуру", как выражается Лукреций.
К точке зрения эпикурейцев на происхождение языка примыкают высказывания римского архитектора, соратника Юлия Цезаря, Витрувия
(I в.
до н.
э.).
В трактате "Об архитектуре" Витрувий, как и многие античные философы, придерживался идеи общественного прогресса.
Противоположное мнение состояло в том, что древние люди жили в золотом веке, и последующее их существование только ухудшалось.
Древние люди, по мнению Витрувия, жили, как звери в лесах и пещерах, питаясь дикой птицей.
Но однажды ветер раскачал деревья, и от трения их сучьев разгорелся огонь.
Привыкнув к нему, люди поняли его пользу: он давал тепло их телу.
Собравшись у огня, они поддерживали его и знаками приглашали других погреться.
Так возникли первые "сборища" людей.
Своим дыханием они производили различные звуки, из которых под воздействием ежедневной практики употребления были установлены "какие пришлось" слова, а затем частое употребление вещей потребовало и употребления слов, т.
е.
люди "самопроизвольно" начали говорить.
Таким образом, Витрувий различает два этапа: установление слов людьми и употребление их в речи, которая возникла "самопроизвольно", стихийно, из потребности в общении.

ЯЗЫК – БЛАГОРОДНЕЙШЕЕ И ПОЛЕЗНЕЙШЕЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ЛЮДЕЙ.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР (Т.
ГОББС.
П.
МОПЕРТЮИ.
Э.
КОНДИЛЬЯК, Ж.-Ж РУССО, А.
СМИТ) После древнегреческой философии интерес мыслителей к проблеме происхождения языка резко упал из-за господства в науке богословских, в частности библейских, представлений.
Однако эпоха Просвещения, расцвет которой приходится на XVIII в., возродила вновь эту проблематику.
Особенно много внимания уделили ей французские просветители.
Отход от теологического понятия о богоданности языка происходил постепенно.
В XVII
– начале XVIII в., когда в Германии в ответ на вопрос Берлинской академии о происхождении языка многие мыслители еще отстаивали идею чуда, во Франции начали раздаваться голоса материалистически

[Back]