Проверяемый текст
Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. – М.: Наука, 1984.- 136 с.
[стр. 25]

25 чении слов, так как условиться об образном, переносном употреблении слов все же труднее, чем об их прямых значениях.
Идеи Ж.-Ж.
Руссо, интересные и разнообразные, имели большое влияние на современников, рассуждавших о происхождении языка, и на авторов последующих гипотез.
Он первый, кто развил идею этапности происхождения языка, высказал мысль о том, что первые слова имели смысл предложений, т.е.
что первыми словами были речения —
коммуникативные единицы, и поставил вопрос о способах перехода от жеста к членораздельному звуку; он фактически первый рассмотрел "природный вопль" как источник.
материал для будущего, членораздельного языка.
Еще одну оригинальную, но не совсем верную мысль высказал Руссо, на которой хотелось бы остановиться и по существу ее важности, и потому, что она вызвала резонанс у современников, в частности была воспринята А.
Смитом, мы имеем в виду мысль о том, что первые слова обозначали индивидуальные предметы, были именами собственными.
Один дуб, рассуждал Руссо, получил свое название, а другой —
свое, и должно было пройти много времени, прежде чем люди заметили нечто общее между ними.
Это и явилось источником одинаковых имен
синонимии.
Идею Руссо подхватил и развил А.
Смит.
В своей работе "Соображения о происхождении и формации языков" (1759) он описывает гипотетическую ситуацию, в которой участвуют два дикаря, оторванных от своего племени и вынужденных создать язык для общения друг с другом.
Они стали бы соотносить произносимые звуки с окружающими их предметами.
Но предметы эти единичны: пещера, в которой они прятались от холода; дерево, дававшее им плоды; источник воды и т.д.
Поэтому и слова первоначально были именами собственными.
Вопрос, следовательно, состоит в том, какими по степени общности могли быть первые слова? Могли бы они быть собственными именами, т.е.
единичными? Будем рассуждать так.
В ситуации двух дикарей А.
Смита не было необходимости в изобретении названий: дикари вполне могли общаться
[стр. 32]

Борис Якушин: «Гипотезы о происхождении языка» речи в человеческом поведении и как произошел переход к ней, является несомненно заслугой Ж.Ж.
Руссо.
Именно в таком виде в дальнейшем будет рассматриваться эта проблематика философами и лингвистами.
Изложив последовательность становления языка в "Рассуждении о происхождении основных законов" (1754), правда, не затрагивая или не видя причин социальной необходимости в переходах от "природных воплей" к языку жестов и от него к артикулированной речи, Ж.-Ж.
Руссо в "Трактате о происхождении языка" (1761) подробно излагает свои представления о характере первобытной речи.
Это прежде всего язык образный, поэтический, первыми выражениями были тропы, а собственные смыслы слов были найдены впоследствии.
Люди сначала говорили, скорее пели в поэтической форме, а потом уже научились мыслить.
Этими представлениями Ж.-Ж.
Руссо еще более осложнил свою задачу – выяснить, как люди договорились о значении слов, так как условиться об образном, переносном употреблении слов все же труднее, чем об их прямых значениях.
Идеи Ж.-Ж.
Руссо, интересные и разнообразные, имели большое влияние на современников, рассуждавших о происхождении языка, и на авторов последующих гипотез.
Он первый, кто развил идею этапности происхождения языка, высказал мысль о том, что первые слова имели смысл предложений, т.
е.
что первыми словами были речения
коммуникативные единицы, и поставил вопрос о способах перехода от жеста к членораздельному звуку; он фактически первый рассмотрел "природный вопль" как источник, материал для будущего, членораздельного языка.
Еще одну оригинальную, но не совсем верную мысль высказал Руссо, на которой хотелось бы остановиться и по существу ее важности, и потому, что она вызвала резонанс у современников, в частности была воспринята А.
Смитом.
Мы имеем в виду мысль о том, что первые слова обозначали индивидуальные предметы, были именами собственными.
Один дуб, рассуждал Руссо, получил свое название, а другой
свое, и должно было пройти много времени, прежде чем люди заметили нечто общее между ними.
Это и явилось источником одинаковых имен
– синонимии.
Эту идею подхватил и развил А.
Смит.
В своей работе "Соображения о происхождении и формации языков" (1759) он описывает гипотетическую ситуацию, в которой участвуют два дикаря, оторванных от своего племени и вынужденных создать язык для общения друг с другом.
Они стали бы соотносить произносимые звуки с окружающими их предметами.
Но предметы эти единичны: пещера, в которой они прятались от холода; дерево, дававшее им плоды; источник воды и т.
д.
Поэтому и слова первоначально были именами собственными.
Вопрос, следовательно, состоит в том, какими по степени общности могли быть первые слова? Могли бы они быть собственными именами, т.
е.
единичными? Будем рассуждать так.
В ситуации двух дикарей А.
Смита не было необходимости в изобретении названий: дикари вполне могли общаться
жестами или "воплями".
Другое дело, если перед их глазами росло несколько деревьев.
Нужно ли было давать каждому свое имя или лучше придумать общее? Здесь мы должны исходить из того, что язык чутко реагирует на потребности общения.
Если некоторый объект (предмет, явление, человек) значим для общения, то рано или поздно мышление вырабатывает для него специальное обозначение.
В противном случае он либо совсем не обозначается, либо обозначается описательно, т.
е.
комбинацией различных слов.
Вполне возможно, что первые имена (вычленившиеся из слов-предложений) были именами собственными, но обозначали они не предметы, а людей или их сообщества, поскольку различать и сообщать что-либо им и о них было жизненно необходимо.
Названия же предметов, одинаковых с точки зрения потребностей людей, скорее всего, были сразу же обобщенными и определенными чтобы отделять их от других предметов.
Поэтому категорические утверждения Ж.-Ж.
Руссо и А.
Смита о единичности первых имен нуждаются в определенном уточнении.
КОРНИ ЯЗЫКА В ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЯХ XIX в.
– век бурного развития промышленной революции капитализма с его индивидуализмом и прагматизмом, может быть, косвенно, но оказал влияние на характер рассуждений философов и филологов о происхождении языка.
Если В.
Гумбольд, В.
Вундт и А.
А.
Потебня опирались в своих гипотезах на внутренние способности индивида, его духа или инстинктов, то другая серия гипотез, в которой выделяется концепция Л.
Нуаре, обращена к

[Back]