Проверяемый текст
Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. – М.: Наука, 1984.- 136 с.
[стр. 30]

30 стольку первыми корнями явились глагольные, полагал Л.
Гейгер.
Так, в основу названий цвета легли не впечатления от разных красок, а "действие намазывания краской предмета".
Гейгер пытается, но малоуспешно, показать, что названия предметов производны от названий действий.
Так, дерево, происходит от лишенный коры, земля —
от растертое, зерно — от растущее и т.
Д.
Сама по себе идея действия, лежащего в основе происхождения языка, звучит вполне
соврехменно, но развертывается она у Гейгера односторонне и прямолинейно Однако представление об определенной роли ротового "жеста" живо и в наше время.
Так, в журнале "Тетради по мировой истории" в 1956 г.
была опубликована статья Р.
Пэджета "Происхождение языка и эпоха
палеолита”, в которой автор утверждал, что язык возникает из пантомимических движений рук, которым бессознательно подражает рот, а движения последнего коррелируют с горловыми звуками.
Думается, что "техника" движений рук и рта настолько разнородна, что проведение между ними аналогии
слишком смелая гипотеза.
Язык играет огрОхМную роль в развитии культуры.
Процитируем Карнапа [4]: «Судьба культуры в ее созидательной и образовательной функции заключается в тОхМ, что она все более отдаляет нас от оригинала жизни.
И чем энергичнее происходит процесс созидания, тем больше отдаление.
Все более реальность попадает во власть наших созданий, облаченных в язык, образы мифов и искусства, интеллектуальные символы сознания, которые все покрывают прозрачной, не разрываемой пленкой.
И задача культуры, философии языка поднять эту вуаль и отталкиваясь от зафиксированного культурой значения проникнуть в оригинальную суть интуитивного видения».
М.С.
Каган [5] выдвигает идею полиглотности культуры: множество языков нужно культуре именно потому, что ее инфорхМационное содержание многосторонне богато, и каждый специфический информационный процесс
[стр. 33]

Борис Якушин: «Гипотезы о происхождении языка» внешней, физической деятельности людей, притом совместной.
Одним из основоположников этой линии явился известный немецкий филолог Л.
Гейгер (1829–1870).
Его большой интерес к возникновению и развитию языка выразился в двух работах: "Происхождение языка" и "Происхождение и развитие человеческого языка и разума"3.
В основе формирования языка лежат не чувства, связывающие образ предмета и исторгаемый человеком звук (теория междометий), и не звуковые впечатления от предметов (ономатопоэтическая теория), а зрительные восприятия, как полагает Л.
Гейгер.
Из всех зрительных восприятий наиболее сильными были восприятия челове ческих движений.
С другой стороны, произнесение человеком какого-либо звука обязательно связано с мимикой лица, по крайней мере с "жестом" рта, и легко наблюдается собеседником.
Этот "жест" изображает звук, а звук – свой жест.
Этот двуединый объект языка связывается с впечатлением от действий (немимических) и начинает их обозначать.
Постепенно звук освобождается от мимики и уже самостоятельно обозначает действие.
Этот первоначально мимический язык был достаточно выразительным, чтобы люди могли без предварительного соглашения понимать друг друга.
Конечно, скажем мы, глухие могут "читать" звучащую речь по движениям губ говорящего, но для этого они должны пройти большую школу обучения.
Мимика – достаточно выразительное средство для эмоциональных состояний, но недостаточное для описания внешних явлений, в том числе и действий.
Постольку исходные впечатления вызывались действиями людей, постольку первыми корнями явились глагольные, полагал Л.
Гейгер.
Так, в основу названий цвета легли не впечатления от разных красок, а "действие намазывания краской предмета".
Гейгер пытается, но малоуспешно, показать, что названия предметов производны от названий действий.
Так, дерево, происходит от лишенный коры, земля
– от растертое, зерно – от растущее и т.
д.
Сама по себе идея действия, лежащего в основе происхождения языка, звучит вполне
современно, но развертывается она у Гейгера односторонне и прямолинейно.
Однако представление об определенной роли
ртового "жеста" живо и в наше время.
Так, в журнале "Тетради по мировой истории" в 1956 г.
была опубликована статья Р.
Пэджета "Происхождение языка и эпоха
палеолита"1 , в которой автор утверждал, что язык возникает из пантомимических движений рук, которым бессознательно подражает рот, а движения последнего коррелируют с горловыми звуками.
Думается, что "техника" движений рук и рта настолько разнородна, что проведение между ними аналогии
– слишком смелая гипотеза.
Глава 5 ЯЗЫК – ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ2 СКЕПСИС XX ВЕКА Как и любую другую, выбранную нами проблему можно решать на разных уровнях: на уровне общего, методологического подхода, формулировки принципов решения, на схематическом уровне решения в рамках принятой методологической концепции и, наконец, на уровне конкретной, поэтапной "программы" в которой и реализуется схема.
Методологическая концепция происхождения человека и языка сформулирована в ряде трудов классиков марксизма и прежде всего в работе Ф.
Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека".
Определенное (хотя и недостаточное, на наш взгляд) внимание этой концепции уделяли советские философы и психологи.
Конкретизация методологической концепции на уровне схемы требует не только общих предпосылок, но и определенного фактического материала из области палеоантропологии, 1 Paget R.A.S.
The origins of language with special reference to the Paleolitnic age.
– Cahiers dTiistoire mondiale.
1956.
t.l, N2.
p.
399–426.
2 Материал этой главы частично опубликован в кн.: Онтология языка как общественного явления.
М., 1983.
– Примеч.
ред.
Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
2-е изд., т.
20.

[Back]