Проверяемый текст
Улыбин, Алексей Викторович; Циклы в социальных процессах (Диссертация 2002)
[стр. 70]

70 Таким образом, в начале деятельности мы имеем кусок глины, а в конце готовый кувшин.
Какой же механизм управляет процессом перехода глины в кувшин? Гончар, имея форму деятельности в виде геометрии сил, изменяет содержание полюса объекта, т.е.
совокупность сил.
Но совокупность сил имеет свой материальный носитель-глину.
Изменение этих сил есть изменение глины.
Изменить содержание деятельности можно только тогда, когда форма будет переходить в содержание.
Переход формы в содержание деятельности на поверхности
явлений выступает как опредмечивание формы деятельности.
Таким образом, содержание деятельности (силы
полюса объекта) меняется ввиду процесса перехода формы в содержание.
Зримо в деятельности это выступает как переход глины в кувшин.
Теперь относительно формы деятельности.
Кувшин в конце деятельности получился благодаря тому, что гончар перенес форму деятельности в глину, форма деятельности застыла в виде кувшина.
Здесь произошло не что иное, как переход формы деятельности в содержание.
Однако этот процесс идет, если идет противоположный, т.е.
переход содержания деятельности в форму.
В самом деле, форма деятельности гончару не дана сразу в готовом виде, она складывается в процессе деятельности, складывается под влиянием изменяющегося содержания деятельности.
Мы видим, что процессом деятельности управляет процесс взаимоперехода формы и содержания деятельности.
При рассмотрении деятельности как чисто природного взаимодействия двух материальных предметов выделена особая структура.
Она построена следующим образом: а) два полюса в этой структуре являются друг для друга противоположностями из-за противоположного представления противоречия между содержанием и формой каждого полюса; б) в процессе деятельности происходит переход противоречия каждого полюса в противоположное, или переход полюсов друг в друга.
Эта структура, как вполне
[стр. 42]

43 деятельность закончена.
Здесь мы уже можем четко разделить субъект и объект.
Кувшин, который сделал гончар, безусловно, содержит свойства, качества, черты этого гончара.
Кувшин как бы тот же гончар, но в иной, в неодушевленной ипостаси.
С другой стороны, гончар из деятельности вышел уже другим, измененным.
Он как бы воспринял свойства, черты содержания своей деятельности.
Здесь, как мы видим, тоже можно сказать в определенном смысле, что произошел взаимопереход субъекта и объекта друг в друга.
Вышеприведенные рассуждения проиллюстрируем на примере работы гончара при изготовлении кувшина.
На полюсе субъекта, т.е.
гончара, содержанием деятельности выступает совокупность действующих на объект сил.
Формой деятельности на этом полюсе, как было определено, выступает геометрия сил.
Как реально проявляется эта геометрия? На наш взгляд, она проявляется в виде геометрии движения его рук.
На полюсе объекта содержанием деятельности выступает совокупность сил, а формой их геометрия.
Нас интересует взаимосвязь формы и содержания деятельности.
В процессе работы гончар переносит геометрию движения своих рук, или форму своей деятельности, на глину.
Форма деятельности в конце ее застывает в виде зримого кувшина.
Гончар, как бы имея печать в виде формы деятельности, делает оттиск этой печатью на глине и получает кувшин.
Таким образом, в начале деятельности мы имеем кусок глины, а в конце готовый кувшин.
Какой же механизм управляет процессом перехода глины в кувшин? Гончар, имея форму деятельности в виде геометрии сил, изменяет содержание полюса объекта, т.е.
совокупность сил.
Но совокупность сил имеет свой материальный носитель-глину.
Изменение этих сил есть изменение глины.
Изменить содержание деятельности можно только тогда, когда форма будет переходить в содержание.
Переход формы в содержание деятельности на поверхности
явлении выступает как опредмечивание формы деятельности.
Таким образом, содержание деятельности (силы


[стр.,43]

44 полюса объекта) меняется ввиду процесса перехода формы в содержание.
Зримо в деятельности это выступает как переход глины в кувшин.
Теперь относительно формы деятельности.
Кувшин в конце * деятельности получился благодаря тому, что гончар перенес форму деятельности в глину, форма деятельности застыла в виде кувшина.
Здесь произошло не что иное, как переход формы деятельности в содержание.
Однако этот процесс идет, если идет противоположный, т.е.
переход содержания деятельности в форму.
В самом деле, форма деятельности гончару не дана сразу в готовом виде, она складывается в процессе деятельности, складывается под влиянием изменяющегося содержания деятельности.
Мы видим, что процессом деятельности управляет процесс взаимоперехода формы и содержания деятельности.
При рассмотрении деятельности как чисто природного взаимодействия двух материальных предметов выделена особая структура.
Она построена следующим образом: а) два полюса в этой структуре являются Друг для друга противоположностями из-за противоположного представления противоречия между содержанием и формой каждого полюса; б) в процессе деятельности происходит переход противоречия каждого полюса в противоположное, или переход полюсов друг в друга.
Эта структура, как вполне
понятно, присутствует в любой деятельности, т.е.
является всеобщей.
Можно ли разрушить эту структуру, не разрушив самой деятельности? Конечно же, нет.
Эта структура выступает как своеобразный "первокирпичик" деятельности, ее элементарная ячейка.
Назовем эту структуру элементарным квантом деятельности.
Любая деятельность, с этой точки зрения, выступает как система взаимосвязанных квантов.
В деятельности мы выделили содержание и форму.
Нас интересует, что (качество или количество) характеризует содержание деятельности, а что форму.
Содержание деятельности, конечно, характеризуется качеством.
В

[Back]