Проверяемый текст
Улыбин, Алексей Викторович; Циклы в социальных процессах (Диссертация 2002)
[стр. 75]

75 * * жащий человеку.
Вот почему, на наш взгляд, форму деятельности можно обозначить категорией идеальное.
С точки зрения Ильенкова, идеальное существует как форма деятельности человека: "Идеальное непосредственно существует только как
форма (способ, образ) деятельности общественного человека (т.е.
вполне предметного, материального существа)"
[65].
"Идеальное есть поэтому не что иное, как форма вещи, но вне вещи, а именно в человеке, в форме его активной деятельности существующая, общественно определенная форма активности человеческого существа"
[66]." Идеальное само по себе это есть общественно-определенная форма жизнедеятельности человека, соответствующая форме ее предмета и продукта" [67].
Точка зрения Э.В.
Ильенкова по проблеме идеального, как известно, не является общепринятой.
На наш взгляд, определенная слабость оригинальной позиции Ильенкова заключается, во-первых, в том, что не дается определение формы деятельности, во-вторых, не раскрывается структура дея* тельности.

Против этой точки зрения выступает Д.И.
Дубровский.
Он пишет: "...В своих главных установках и заключениях позиция Э.В.
Ильенкова по проблеме идеального, на наш взгляд, необоснованна" [68].Дубровский определяет идеальное как субъективную реальность: "Определение идеального в качестве субъективной реальности является исходным и должно сохранять свое значение во всех контекстах, где употребляется категория идеального" [69].
Мы думаем, однако, что позиция Д.И.
Дубровского при ее логическом продолжении смыкается с позицией Э.В.
Ильенкова.
Покажем это.
Любую категорию, которая относится к природе, необходимо вывести из взаимодействия материальных тел, поскольку эти материальные тела существует только во взаимодействии.
Если категория относится к человеку, то ее необходимо вывести из деятельности как частного вида взаимодействия.
Субъективная реалыюсть(идеалыюе) возникает и существу
[стр. 47]

48 рождается и существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности человека как действительного агента общественного производства" [70, с.
190].
Итак, образ существует не в мозгу человека, мозговые процессы это материальные носители этого образа.
Но если образ существует не в мозгу, значит он находится вне мозга, хотя и не отрывается от него, не отрывается от своего материального носителя.
Возникает вопрос: где же он находится? В первом приближении ответ ясен в деятельности, ибо вне деятельности ни о каком образе говорить бессмысленно.
Но как он существует в деятельности? Чтобы ответить на это, попробуем отыскать оригинал субъективного образа.
Оригиналом субъективного образа является объективный мир, но не весь, а только тот который присутствует в деятельности и является содержанием этой деятельности.
Об объективном мире вне деятельности человек не может сложить никакого образа, поскольку он его просто не знает.
Между человеком и объективным миром, который входит в деятельность в виде содержания, имеется важное промежуточное звено, форма деятельности, или его геометрия.
Мы показали, что форма деятельности является противоположностью содержания, ее зеркальной копией, зеркальным образом.
Поскольку форма деятельности принадлежит человеку и отражает содержание, то она и есть субъективный образ 4 объективного мира.
Материальный объект обладает бесконечным набором свойств, сторон, черт.
Какой из своих сторон он повернется к человеку, целиком и полностью зависит от формы деятельности.
Меняя форму, человек открывает в содержании все новые и новые черты, т.е.
образ содержания всякий раз находится в форме.
Сама форма деятельности и есть образ содержания, образ объективного мира, принадлежащий человеку.
Вот почему, на наш взгляд, форму деятельности можно обозначить категорией идеальное.
С точки зрения Ильенкова, идеальное существует как форма деятельности человека: "Идеальное непосредственно существует только как


[стр.,48]

49 форма (способ, образ) деятельности общественного человека (т.е.
вполне предметного, материального существа)"
[70, с.
187].
"Идеальное есть поэтому не что иное, как форма вещи, но вне вещи, а именно в человеке, в форме его активной деятельности существующая, общественно определенная форма активности человеческого существа"
[70, с.
189]." Идеальное само по себе это есть общественно-определенная форма жизнедеятельности человека, соответствующая форме ее предмета и продукта" [70, с.190].
Точка зрения Э.В.
Ильенкова по проблеме идеального, как известно, не является общепринятой.
На наш взгляд, определенная слабость оригинальной позиции Ильенкова заключается, во-первых, в том, что не дается определение формы деятельности, во-вторых, не раскрывается структура деятельности.

В книге "Деятельность, сознание, личность" А.Н.
Леонтьев пишет о механизме возникновения субъективного психического образа.
Ввиду важности, на наш взгляд, этих высказываний автора, приведем их полностью.
"Сейчас положение о том, что для возникновения образа недостаточно одностороннего воздействия вещи на органы чувств и что для этого необходимо еще, чтобы существовал "встречный", активный со стороны субъекта процесс, стало почти банальным.
Естественно, что главным направлением в исследовании восприятия стало изучение активных перцептивных процессов, их генезиса и структуры.
При всем различии конкретных гипотез, с которыми подходят исследователи к изучению перцептивной деятельности, их объединяет признание ее необходимости, убеждение, что именно в ней и осуществляется процесс "перевода" воздействующих на органы чувств внешних объектов в психический образ" [93, с.
58].
"Какую бы форму ни принимала перцептивная деятельность, какой бы степени редукции и автоматизации она ни подвергалась в ходе своего формирования и развития, принципиально она строится так же, как деятельность осязающей руки, "снимающей" контур объекта.
Как и деятельность осязающей руки, всякая перцептивная деятельность находит

[Back]