75 * * жащий человеку. Вот почему, на наш взгляд, форму деятельности можно обозначить категорией идеальное. С точки зрения Ильенкова, идеальное существует как форма деятельности человека: "Идеальное непосредственно существует только как форма (способ, образ) деятельности общественного человека (т.е. вполне предметного, материального существа)" [65]. "Идеальное есть поэтому не что иное, как форма вещи, но вне вещи, а именно в человеке, в форме его активной деятельности существующая, общественно определенная форма активности человеческого существа" [66]." Идеальное само по себе это есть общественно-определенная форма жизнедеятельности человека, соответствующая форме ее предмета и продукта" [67]. Точка зрения Э.В. Ильенкова по проблеме идеального, как известно, не является общепринятой. На наш взгляд, определенная слабость оригинальной позиции Ильенкова заключается, во-первых, в том, что не дается определение формы деятельности, во-вторых, не раскрывается структура дея* тельности. Против этой точки зрения выступает Д.И. Дубровский. Он пишет: "...В своих главных установках и заключениях позиция Э.В. Ильенкова по проблеме идеального, на наш взгляд, необоснованна" [68].Дубровский определяет идеальное как субъективную реальность: "Определение идеального в качестве субъективной реальности является исходным и должно сохранять свое значение во всех контекстах, где употребляется категория идеального" [69]. Мы думаем, однако, что позиция Д.И. Дубровского при ее логическом продолжении смыкается с позицией Э.В. Ильенкова. Покажем это. Любую категорию, которая относится к природе, необходимо вывести из взаимодействия материальных тел, поскольку эти материальные тела существует только во взаимодействии. Если категория относится к человеку, то ее необходимо вывести из деятельности как частного вида взаимодействия. Субъективная реалыюсть(идеалыюе) возникает и существу |
48 рождается и существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности человека как действительного агента общественного производства" [70, с. 190]. Итак, образ существует не в мозгу человека, мозговые процессы это материальные носители этого образа. Но если образ существует не в мозгу, значит он находится вне мозга, хотя и не отрывается от него, не отрывается от своего материального носителя. Возникает вопрос: где же он находится? В первом приближении ответ ясен в деятельности, ибо вне деятельности ни о каком образе говорить бессмысленно. Но как он существует в деятельности? Чтобы ответить на это, попробуем отыскать оригинал субъективного образа. Оригиналом субъективного образа является объективный мир, но не весь, а только тот который присутствует в деятельности и является содержанием этой деятельности. Об объективном мире вне деятельности человек не может сложить никакого образа, поскольку он его просто не знает. Между человеком и объективным миром, который входит в деятельность в виде содержания, имеется важное промежуточное звено, форма деятельности, или его геометрия. Мы показали, что форма деятельности является противоположностью содержания, ее зеркальной копией, зеркальным образом. Поскольку форма деятельности принадлежит человеку и отражает содержание, то она и есть субъективный образ 4 объективного мира. Материальный объект обладает бесконечным набором свойств, сторон, черт. Какой из своих сторон он повернется к человеку, целиком и полностью зависит от формы деятельности. Меняя форму, человек открывает в содержании все новые и новые черты, т.е. образ содержания всякий раз находится в форме. Сама форма деятельности и есть образ содержания, образ объективного мира, принадлежащий человеку. Вот почему, на наш взгляд, форму деятельности можно обозначить категорией идеальное. С точки зрения Ильенкова, идеальное существует как форма деятельности человека: "Идеальное непосредственно существует только как 49 форма (способ, образ) деятельности общественного человека (т.е. вполне предметного, материального существа)" [70, с. 187]. "Идеальное есть поэтому не что иное, как форма вещи, но вне вещи, а именно в человеке, в форме его активной деятельности существующая, общественно определенная форма активности человеческого существа" [70, с. 189]." Идеальное само по себе это есть общественно-определенная форма жизнедеятельности человека, соответствующая форме ее предмета и продукта" [70, с.190]. Точка зрения Э.В. Ильенкова по проблеме идеального, как известно, не является общепринятой. На наш взгляд, определенная слабость оригинальной позиции Ильенкова заключается, во-первых, в том, что не дается определение формы деятельности, во-вторых, не раскрывается структура деятельности. В книге "Деятельность, сознание, личность" А.Н. Леонтьев пишет о механизме возникновения субъективного психического образа. Ввиду важности, на наш взгляд, этих высказываний автора, приведем их полностью. "Сейчас положение о том, что для возникновения образа недостаточно одностороннего воздействия вещи на органы чувств и что для этого необходимо еще, чтобы существовал "встречный", активный со стороны субъекта процесс, стало почти банальным. Естественно, что главным направлением в исследовании восприятия стало изучение активных перцептивных процессов, их генезиса и структуры. При всем различии конкретных гипотез, с которыми подходят исследователи к изучению перцептивной деятельности, их объединяет признание ее необходимости, убеждение, что именно в ней и осуществляется процесс "перевода" воздействующих на органы чувств внешних объектов в психический образ" [93, с. 58]. "Какую бы форму ни принимала перцептивная деятельность, какой бы степени редукции и автоматизации она ни подвергалась в ходе своего формирования и развития, принципиально она строится так же, как деятельность осязающей руки, "снимающей" контур объекта. Как и деятельность осязающей руки, всякая перцептивная деятельность находит |