Проверяемый текст
Улыбин, Алексей Викторович; Циклы в социальных процессах (Диссертация 2002)
[стр. 78]

78 вынуждена подчиниться объекту, а это происходит даже в том случае, когда деятельность приводит к его переделке или уничтожению.
Замечательная особенность рассматриваемого отношения заключается в том, что эта граница проходит как граница между двумя физическими телами: одно из них оконечность зонда реализует познавательную, перцептивную деятельность субъекта, другое составляет объект этой деятельности.
На границе этих двух материальных вещей и локализуются ощущения, образующие "ткань" субъективного образа объекта: они выступают как сместившиеся на осязающий конец зонда искусственного дистант-рецептора, который образует продолжение руки действующего субъекта"
[73].
А.Н.
Леонтьев, как мы видим, не делает вывода о том, что субъективный психический образ существует в форме деятельности или геометрии движения субъекта .
Однако, на наш взгляд, эти рассуждения прямо ведут к такому выводу.
Человек не был бы человеком, если бы не умел сохранять свой образ объективного мира и передавать его другим.
Каков же механизм сохранения образа? Совершенно понятно, что сохранить образ в виде "живой" формы
форма * телыюсти и тут же исчезает в ее содержании.
Форму деятельности можно сохранить, только закодировав ее в материальных структурах объектов.
Кувшин, который сделал гончар, содержит форму деятельности, но в
скрытом, закодированном виде.
Форма деятельности в теле кувшина опредметилась, скрылась в нем, закодировалась.
Кодировать форму деятельности можно и в материальных структурах мозга.
Гончар может изготовить кувшин потому, что он когда-то обучался этому делу, т.е.
овладевал определенной формой деятельности, перенося, кодируя ее в материальных структурах своего мозга.
В нужный момент гончар переводит эту кодированную форму в живую форму деятельности.
Человек кодирует форму деятельности не только в теле содержания деятельности и в структуре своего мозга, но, что особенно важно, и в мате
[стр. 50]

51 4 как "что-то", как первая точка на линии будущего "рисунка образа", является отнесенным к внешнему миру, локализованным в объективном пространстве.
Иначе говоря, чувственный психический образ обнаруживает свойство предметной отнесенности уже в момент своего становления.
Но продолжим анализ "зонд объект" несколько дальше.
Локализация объекта в пространстве выражает его отделенность от субъекта: это "очерчивание границ" его независимого от субъекта существования.
Границы эти обнаруживаются, как только деятельность субъекта вынуждена подчиниться> объекту, а это происходит даже в том случае, когда деятельность приводит к его переделке или уничтожению.
Замечательная особенность рассматриваемого отношения заключается в том, что эта граница проходит как граница между двумя физическими телами: одно из них оконечность зонда реализует познавательную, перцептивную деятельность субъекта, другое составляет объект этой деятельности.
На границе этих двух материальных вещей и локализуются ощущения, образующие "ткань" субъективного образа объекта: они выступают как сместившиеся на осязающий конец зонда искусственного дистант-рецептора, который * образует продолжение руки действующего субъекта"
[93, с.62].
А.Н.
Леонтьев, как мы видим, не делает вывода о том, что субъективный психический образ существует в форме деятельности или геометрии движения субъекта .
Однако, на наш взгляд, эти рассуждения прямо ведут к такому выводу.
Человек не был бы человеком, если бы не умел сохранять свой образ объективного мира и передавать его другим.
Каков же механизм сохранения образа? Совершенно понятно, что сохранить образ в виде "живой" формы
деятельности человек не может, ибо форма деятельности возникает в деятельности и тут же исчезает в ее содержании.
Форму деятельности можно сохранить, только закодировав ее в материальных структурах объектов.
Кувшин, который сделал гончар, содержит форму деятельности, но в


[стр.,51]

52 / скрытом, закодированном виде.
Форма деятельности в теле кувшина опредметилась, скрылась в нем, закодировалась.
Кодировать форму деятельности можно и в материальных структурах мозга.
Гончар может изготовить кувшин потому, что он когда-то обучался этому делу, т.е.
овладевал определенной формой деятельности, перенося, кодируя ее в материальных структурах своего мозга.
В нужный момент гончар переводит эту кодированную форму в живую форму деятельности.
Человек кодирует форму деятельности не только в теле содержания деятельности и в структуре своего мозга, но, что особенно важно, и в материальных
структурах своего языка.
В языке закодирован живой1 *1 субъективный образ объективного мира, закодирована форма деятельности.
Возьмем слово "стул", например.
В этом слове закодирована определенная форма деятельности человека, но отнюдь не его содержание.
Содержание, как мы уже указывали, обладает бесконечным количеством свойств.
Каким свойством повернется к человеку содержание, полностью зависит от формы.
Слова, понятия отражают в себе форму деятельности, т.е.
живой / субъективный образ .Но этот образ они отражают в себе своеобразно.
В материальных структурах понятия форма деятельности закодирована, она скрыта в этих структурах.
Такое присутствие субъективного образа, на наш взгляд, также необходимо обозначать категорией идеального.
Этот вывод находит подтверждение и в размышлениях К.Маркса по поводу существования стоимости.
Как известно, абстрактный труд создает в товаре стоимость.
Но абстрактный труд был определен как форма деятельности.
Когда деятельность закончена, ее форма опредметилась в содержании, скрылась в нем, закодировалась.
Форма деятельности в продукте этой деятельности, следовательно, содержится идеально.
Такое присутствие формы деятельности в продукте является идеальным существованием стоимости этого продукта, или стоимости товара, поскольку именно форма создает стоимость.
В акте обмена стоимость одного товара получает потребительной стоимости другого.
Акт обмена

[Back]