Проверяемый текст
Развитие и рыночное функционирование корпоративных структур холдингового типа в промышленности / Ю А Другое, А О Кокорев, Д И Коробков, Е Л Леонтьева, Б П Сапсай, Ю В Симачев, Л А Токун, Бюро экономического анализа - М 2000
[стр. 47]

Структура некоторых АО нефтяной отрасли неоднократно изменялась в силу организационно-правовых реорганизаций и передела «влияний», происходившего по причине многостороннего лоббирования и принимавшего форму передачи закрепленных за государством пакетов акций отдельных предприятий из одной компании в другую.
Другой тин объединений предприятий, созданных при решающей роли государства, представлен предприятиями «Роснефть» и «Росуголь».
Они были созданы в 1992 году для коммерческого управления закрепленными в федеральной собственности пакетами акций объединений и предприятий нефтяной (те, что не были интегрированы в новые компании) и угольной промышленности, а также смежных с ними отраслей (нефтепереработка, строительство шахт, производство машин и оборудования для угольной промышленности и т.п.).
Эти государственные компании осуществляли от имени государства
функции головных компаний по отношению к бывшим государственным предприятиям и объединениям, ставшими в ходе приватизации гакционерными обществами, параллельно занимаясь осуществлением государственной поддержки предприятий и промышленной политики.
В 1995 году госпредприятие «Роснефть» стало вертикально-интегрированной нефтяной компанией в форме открытого акционерного общества, уставной капитал которого был сформирован из закрепленных в федеральной собственности пакетов акций 32 компаний, в доверительное управление «Роснефти» были переданы пакеты акций еще 98 компаний.
Произошедшая эволюция приблизила «Роснефть» по своему новому статусу к РАО «Газпром».
Единственное исключение состоит в том, что помимо включенных в уставной капитал «Роснефти» пакетов акций, компания имеет пакеты акций многих других компаний в доверительном управлении.

К 1998 г.
в России имелось около 100 официально созданных холдингов с государственным участием.
Для
1998-2000 гг.
стали характерны две основные тенденции в развитии государственных холдингов.
Первая тенденция проявляется в ликвидации некоторых объединений, созданных в период аморфной структуры собственности сразу после приватизации.
Одним из типичных примеров стало создание в 1995 г.
ОАО «Российская металлургия»
и его последующая ликвидация.
Уставный капитал этого холдинга был сформирован из 10-процентных пакетов акций 9 российских металлургических АО и некоторого другого имущества.
По оценкам, реальной
целыо создания этого холдинга стала консервация пакетов акций для предотвращения их покупки «чужими» акционерами.
Вместе с тем,
история холдинга служит примером неэффективной стратегии приватизации.
[стр. 49]

49 ХОЛДИНГИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЫ И С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА МОТИВАЦИЯ Инициатором создания интегрированных структур на первом этапе приватизации выступало государство, с одной стороны, ставившее своей целью сохранение управляемости жизненно важными для всей страны отраслями экономики и, с другой стороны, являвшееся объектом давления разного рода лоббирующих групп, заинтересованных в том или ином варианте структурирования собственности и контроля в конкретной отрасли.
Отрасли были определены следующим образом: добыча и переработка стратегического сырья (нефть, газ, уголь, драгметаллы), инфраструктура (энергетика, коммуникации), оборонный комплекс.
Значительным, а в определенных случаях и решающим фактором стала региональная составляющая производственной структуры, которая ставила территориальное расположение предприятия впереди экономической целесообразности и общей интегральной эффективности.
Для преодоления этого наследия централизованной системы управления экономикой России приходилось создавать искусственные образования, позволяющие обойти политические установки региональных лидеров и амбиции хозяйственных генералов.
К числу таких неинституциональных форм относится и практика создания вертикальноинтегрированных нефтяных холдингов.
Российское гражданское законодательство не знает такой организационно-правовой формы экономической деятельности, поэтому все вопросы создания и регулирования их деятельности приходилось решать с помощью указов Президента РФ.
ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Первыми осенью 1992 года были учреждены Российские акционерные общества «Единые энергетические системы» (РАО «ЕЭС России») и РАО «Газпром».
Их уставной капитал формировался за счет внесения в него всего капитала целых государственных предприятий, в данном случае крупнейших производителей электроэнергии и газа, а также контрольных пакетов акций дочерних акционерных обществ, типичными представителями которых явились связанные с этими отраслями предприятия машиностроения, строительства, производственнотехнического обслуживания, научные институты, а также региональные государственные предприятия энергетики и электрификации.
В 1992-1995 гг.
возникли многочисленные акционерные общества, создававшиеся на базе бывших производственных объединений нефтяного комплекса.
В их уставной капитал включались контрольные пакеты акций предприятий, ранее входивших в эти объединения, а также пакеты акций предприятий нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения.
Структура некоторых АО нефтяной отрасли неоднократно изменялась в силу организационно-правовых реорганизаций и передела «влияний», происходившего по причине многостороннего лоббирования и принимавшего форму передачи закрепленных за государством пакетов акций отдельных предприятий из одной компании в другую.

В итоге к настоящему времени в стране сформировалось и действует 13 основных вертикально-интегрированных нефтяных компаний.
Другой тип объединений предприятий, созданных при решающей роли государства, представлен государственными предприятиями «Роснефть» и «Росуголь», созданными в 1992 г.
для коммерческого управления закрепленными в федеральной собственности пакетами акций объединений и предприятий нефтяной (те, что не были интегрированы в новые компании) и угольной промышленности, а также смежных с ними отраслей (нефтепереработка, строительство шахт, производство машин и оборудования для угольной промышленности и т.п.).
Эти государственные компании осуществляли от имени государства


[стр.,50]

50 функции холдинговых компаний по отношению к бывшим государственным предприятиям и объединениям, ставшими в ходе приватизации акционерными обществами, параллельно занимаясь осуществлением государственной поддержки предприятий и промышленной политики.
В 1995 г.
госпредприятие «Роснефть» стало вертикально-интегрированной нефтяной компанией в форме открытого акционерного общества, уставной капитал которого был сформирован из закрепленных в федеральной собственности пакетов акций 32 компаний, в доверительное управление «Роснефти» были переданы пакеты акций еще 98 компаний.
Произошедшая эволюция приблизила «Роснефть» по своему новому статусу к РАО «Газпром».
Единственное исключение состоит в том, что помимо включенных в уставной капитал «Роснефти» пакетов акций, компания имеет пакеты акций многих других компаний в доверительном управлении.

Отличительная черта структур, создававшихся для управления, в первую очередь, топливно-энергетическим комплексом, состоит в том, что проблема корпоративного управления формально не является для них первоочередной, поскольку они и создавались государством специально с задачей осуществлять контроль за деятельностью подчиненных или интегрированных в них предприятий.
ПРЕПЯТСТВИЯ И ПРОБЛЕМЫ Одной из существенных проблем государственных холдингов, вытекающей из особенности мотивации управления, является неэффективность управления этими структурами со стороны государственных чиновников.
Их задачей не является максимизация дохода в долгосрочном периоде.
Это приводит к таким негативным последствиям, как потеря конкурентоспособности, утрата активов, генерация неплатежей и т.д.
Все это атрибуты, свойственные общественной собственности при отсутствии эффективного владельца.
Необходимо заметить, что история создания холдинговых созданий в России стала по сути и историей постоянно генерируемых конфликтов и нарушений прав акционеров.
В основе такой ситуации лежит последовательность создания и приватизации крупнейших холдинговых структур, в первую очередь вертикально-интегрированных.
Так, в нефтяной отрасли процесс институциональных преобразований начался с создания отдельных добывающих корпораций и их приватизации в 1992-1993 гг.
Затем государственные пакеты акций объединили в соответствующих холдингах и провели новую приватизацию созданных структур в 1995-1997 гг.
Покупатели «второй волны», получившие мажоритарный контроль в холдингах, неизбежно вступали в конфликт с миноритарными держателями акций покупателями «первой волны».
По оценкам, в нефтяной отрасли создание «эффективных собственников» было задержано в связи с этим минимум на 3 года.
Этот конфликт «двух приватизаций» стал одним из символов корпоративных войн в России в 1997-1999 гг.
и постоянным источником дестабилизации прав собственности.
Аналогичные проблемы имеют место и в электроэнергетическом холдинге РАО «ЕЭС России».
Здесь среди ключевых проблем (помимо квот для нерезидентов в уставном капитале) необходимо отметить контроль за региональными компаниями и отношения холдинга с местными властями.
Многие дочерние компании холдинга в 90-е годы стали примером

[стр.,51]

51 дискриминации прав акционеров.
В этой связи можно отметить предложение РАО «ЕЭС России» своим 45 (из более 80) дочерним региональным электроэнергетическим компаниям привести в соответствие с Законом «Об акционерных обществах» отдельные положения их уставов (октябрь 1998 г.).
В частности, противоправной и дискриминационной в отношении акционеров является норма, согласно которой увеличение доли акционера свыше 1% голосующих акций требует предварительного согласия Совета директоров.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ К 1998 г.
в России имелось около 100 официально созданных холдингов с государственным участием.
Для
1997-1999 гг.
стали характерны (помимо упомянутых корпоративных конфликтов) две основные тенденции в развитии государственных холдингов: ликвидация некоторых структур, созданных в период аморфной структуры собственности сразу после приватизации.
Одним из типичных примеров стало создание в 1995 г.
ОАО «Российская металлургия».

Уставный капитал этого холдинга был сформирован из 10-процентных пакетов акций 9 российских металлургических АО и некоторого другого имущества.
По оценкам, реальной
целью создания этого холдинга стала консервация пакетов акций для предотвращения их покупки «чужими» акционерами.
Вместе с тем,
ликвидация холдинга служит еще одним примером неэффективной стратегии приватизации.
Есть и обратная тенденция возникновение новых мощных корпораций холдингового типа с государственным контролем, причем преимущественно в отраслях связи, высоких технологий и/или ВПК.
Среди примеров создание и укрепление холдинга «Связьинвест» в 1995-1997 гг.
(смешанные цели сохранения отраслевого контроля и бюджетных доходов через приватизацию).
Формирование интегрированных структур, и в целом институциональные преобразования в ВПК, серьезно отстают от других отраслей.
Это связано с комплексным межведомственным регулированием этой отрасли, тезисом о необходимости сохранения жесткого государственного контроля, отсутствием военной доктрины и утвержденной программы развития ВПК.
Объективно институциональные преобразования в ВПК назрели.
К ним побуждает существование неэффективной структуры отрасли, основанной на многократном дублировании производства и НИОКР, неоформленности вертикальных связей, что приводит к росту издержек производственного цикла, низком уровне горизонтальных связей, необходимых для конкуренции на мировых рынках.
Оценивая процесс создания холдинговых структур, можно согласиться с тем, что в отношении топливно-энергетического комплекса, некоторых других отраслей (атомная энергетика, связь, оборонная промышленность), отдельных уникальных производств такая принудительная интеграция по инициативе государства может считаться оправданной, поскольку она позволяет сохранить управляемость в звене «предприятие объединение» в рамках традиционных хозяйственных связей и предотвратить распад уникальных производственно-технологических комплексов.
Однако возникают сомнения в том, насколько оправданным и отвечающим задачам перехода к рыночной экономике является создание таких бюрократических структур в других отраслях экономики (строительство и производство строительных материалов, гражданское машиностроение, текстильная и легкая промышленность, оптовая торговля и т.п.) В целом же в рамках продолжающегося перераспределения собственности формирование новых крупных государственных холдингов, прежде всего в ВПК, видимо, может стать

[Back]