Проверяемый текст
Развитие и рыночное функционирование корпоративных структур холдингового типа в промышленности / Ю А Другое, А О Кокорев, Д И Коробков, Е Л Леонтьева, Б П Сапсай, Ю В Симачев, Л А Токун, Бюро экономического анализа - М 2000
[стр. 63]

контроля за приобретением акций, вкладов и долей участия в уставном капитале.
Под контролем МАП и его территориальных управлений должны находиться и физические лица, которые участвуют в исполнительных органах, советах директоров.
К их числу отнесены и аффилированные лица, которые способны влиять на развитие предпринимательской деятельности корпоративной'структуры.

Действительно, характерные черты российских интегрированных структур их нежесткие огранизационно-правовые формы, что означает, прежде всего, размытость границ и существование разных оснований для включения в них тех или иных членов холдингов.
Далеко не всегда ключевыми для интегрированных структур являются отношения собственности: основой для взаимодействия и контроля могут быть отношения кредитор-заемщик, банк-клиент, пересекающиеся директораты, просто наличие управленческой команды с общей историей и интересами, деятельность в рамках единой технологической цепочки и т.д.

В Федеральном законе от 06.05.98 г.
№70-ФЗ [50] были приняты поправки к Закону о конкуренции, которые расширили понятие «группа лиц» и ввели определение «аффилированные лица».
Важным принятие этих поправок в Законе «О конкуренции...» представляется в связи с действующей практикой сокрытия фактических холдинговых взаимоотношений.
В результате проводимого антимонопольного контроля выявляются реальные собственники, как приобретаемой организации, так и заявленного приобретателя.
Уточнение понятия «группа лиц» и введение понятия «аффилированные лица» позволяет антимонопольным органам выявить факты установления контроля юридического и (или) физического лица (группы лиц) над деятельностью другого юридического лица, результатом которого может быть потеря самостоятельности при принятии решений, связанных с предпринимательской деятельностью этого юридического лица, не только на формальных основаниях, как это было в прежней редакции Закона.
Расширение признаков признания лиц как группы лиц соответствует реалиям деловой практики, которая характеризуется большим разнообразием имущественных связей, и иных способов переплетения хозяйствующих субъектов при реализации выбранной ими стратегии интегрирования.

В соответствии с законами «О конкуренции...» и «Об акционерных обществах» устанавливаются процедуры приобретения крупных пакетов размещенных акций предприятия, которые преследуют две основные цели — упорядочение процесса концентрации рыночной власти и обеспечение контроля над ним, а также защита акционеров в случае, если такая концентрация состоялась, обеспечить им возможность избавиться от акций по приемлемой цене.
Эта процедура распространяется на общества с
[стр. 177]

177 Согласно зарубежным подходам к развитию конкуренции, объектом антимонопольного контроля может стать корпоративная структура, которая не сразу достигает целей, к которым стремится в процессе реорганизации (например, уменьшается прибыль, понижается стоимость акций, сокращается доля на рынке, конкурентные преимущества получает другая фирма и др.).
Предпринимаемые в этом случае фирмой шаги и действия давление на поставщиков, навязывание ценовой конкуренции, снижение качества при той же цене и другие способы, применяемые для того, чтобы удержаться в данной рыночной нише, являются предметом антимонопольного разбирательства, когда нарушены права потребителя или субъекты рынка оказываются в неравных условиях.
Сложность российского переходного периода заключается как в практически полной потере (или отсутствии) опыта работы в конкурентной среде, так и в сильной экономической концентрации, сосредоточенной преимущественно на военно-промышленном или подчиненном его задачам производстве, поэтому дезинтеграционные процессы в российской экономике проходят столь болезненно.
Процессы в российской экономике в последние годы характеризуются усилением экономической концентрации, которая происходила в результате приватизации и последующей продажи крупных пакетов акций, формирования крупных финансовопромышленных групп с участием банковского капитала.
За последние годы в России происходили активные процессы передела собственности.
Характерные черты российских интегрированных структур их нежесткие
организационно-правовые формы, что означает прежде всего размытость из границ и существование разных оснований для включения в них тех или иных членов холдингов.
Далеко не всегда ключевыми для интегрированных структур являются отношения собственности.
Основой для взаимодействия и контроля могут быть отношения кредиторзаемщик, банк-клиент, пересекающиеся директораты, просто наличие управленческой команды с общей историей и интересами, деятельность в рамках единой технологической цепочки и т.д.

Таким образом, реструктуризация производства требует четкого правового обеспечения и государственного регулирования при применении антимонопольного законодательства, при этом усложняются задачи антимонопольных органов, которые должны следить как за процессами формирования корпоративных структур, так и за их деятельностью на товарных рынках, положительные результаты которых могут проявляться в виде достаточности ассортимента, доступных цен, отсутствия барьеров для входа на рынок других хозяйствующих субъектов, удовлетворения платежеспособного спроса покупателей.
ПРИВАТИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ 1997 год стал началом этапа принципиальной смены приватизационной политики: от «тотальной» приватизации был совершен переход к индивидуализации приватизационного процесса187 , направленного на обеспечение максимальных поступлений в федеральный бюджет, привлечение инвестиций и повышение эффективности использования приватизированного имущества.
За этот период были сформированы основные из действующих в настоящее время холдингов.
Следует отметить, что практически ни одна приватизационная сделка по купле-продаже на 187 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1997 г.
№ 363 «О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества»

[стр.,183]

183 При создании новой интегрированной структуры учредители освобождаются от обращения в государственные антимонопольные структуры, но при нарушении антимонопольного законодательства контрольные органы могут потребовать восстановления начальных условий конкуренции.
Таким образом, в соответствии с правовой нормой основное внимание антимонопольных органов при анализе процессов изменения имущественных прав обращено на факты возможного подавления конкуренции и нарушения структуры рынка, происходящие в результате приватизации государственных предприятий, в процессе смены собственника, появления монополиста или приобретения доминирующего положения участниками рынка, а также появления группы лиц, влияющих на принятие решений о деятельности вновь образующегося хозяйствующего субъекта.
Другой аспект проблемы контроля за развитием конкуренции и конкурентных отношений возникает при приобретении акций (долей) в уставном капитале.
Эти процессы контролируются государственными антимонопольными органами в соответствии со ст.
18 Закона «О конкуренции…».
В предложенном МАП для реализации «Положении о порядке представления антимонопольным органам ходатайств ...», связанном с реализацией ст.17 и 18, были даны некоторые разъяснения, касающиеся понятий «балансовая стоимость», «стоимость активов», уточнен порядок согласования приобретения акций, когда доля в акциях остается неизменной (закрытые АО), установлен порядок уведомления, когда одно юридическое лицо входит в органы управления нескольких юридических лиц, определена ответственность инвесторов при работе через доверенных лиц.
Интересы инвесторов защищаются тем, что ходатайство о получении согласия на приобретение пакета акций подается по месту его нахождения.
В последние годы произошли закономерные процессы расширения масштабов контроля за приобретением акций, вкладов и долей участия в уставном капитале.
Под контролем МАП и его территориальных управлений должны находиться и физические лица, которые участвуют в исполнительных органах, советах директоров.
К их числу отнесены и аффилированные лица, которые способны влиять на развитие предпринимательской деятельности корпоративной структуры.

В 1998 г.
претерпела некоторые содержательные изменения законодательная база контроля за экономической концентрацией.
В Федеральном законе от 6 мая 1998 г.
№ 70-ФЗ были приняты поправки к Закону о конкуренции, которые расширили понятие «группа лиц» и ввели определение «аффилированные лица».
Важным принятие этих поправок в Законе «О конкуренции...» представляется в связи с действующей практикой сокрытия фактических холдинговых взаимоотношений.
В результате проводимого антимонопольного контроля выявляются реальные собственники, как приобретаемой организации, так и заявленного приобретателя.
Уточнение понятия «группа лиц» и введение понятия «аффилированные лица» позволяет антимонопольным органам выявить факты установления контроля юридического и (или) физического лица (группы лиц) над деятельностью другого юридического лица, результатом которого может быть потеря самостоятельности при принятии решений, связанных с предпринимательской деятельностью этого юридического лица, не только на формальных основаниях, как это было в прежней редакции Закона.
Расширение признаков признания лиц как группы лиц соответствует реалиям деловой практики, которая характеризуется большим разнообразием имущественных связей и иных способов переплетения хозяйствующих субъектов при реализации выбранной ими стратегии интегрирования.

Рост числа заявлений по ст.
18 наблюдается не только по абсолютной величине, но и в относительных количествах.
Так, ежегодный вклад в общее число уведомлений и ходатайств

[стр.,184]

184 увеличился с 12,6% в 1993 г.
до примерно 40% в 1997 г., то есть за 4 года произошло более чем трехкратное увеличение доли числа заявлений по ст.
18 в общем количестве заявлений, ходатайств и уведомлений, рассматриваемых в соответствии с контролем за соблюдением закона «О конкуренции...».
В соответствии с законами «О конкуренции...» и «Об акционерных обществах» устанавливаются процедуры приобретения крупных пакетов размещенных акций предприятия, которые преследуют две основные цели упорядочение процесса концентрации рыночной власти и обеспечение контроля над ним, а также защита акционеров в случае, если такая концентрация состоялась, обеспечить им возможность избавиться от акций по приемлемой цене.
Эта процедура распространяется на общества с
числом акционеров более тысячи.
Контроль осуществляется антимонопольным органом в соответствии со ст.
18, и только после его подтверждения правомочности приобретения крупных пакетов приобретатель может обращаться с заявлением о покупке.
Если сравнивать положения обоих законов (сосредоточение от 20% до 30% от числа размещенных голосующих акций), то следует учитывать, что число приобретаемых акций в пакете должно включать как ранее принадлежавшие заявителю акции, так и заявления ранее поданные в антимонопольный орган (или уже согласованные).
Необходимо создавать условия, в соответствии с которыми акционерам должно быть известно о намерениях приобретения крупных пакетов акций.
Закон исходит из того, что владельцы крупных пакетов, имеющие реальную власть в виде, например, наличия у них 30% голосующих акций, должны принимать участие в делах общества и регулировать продажу акций мелкими акционерами, предлагая им выкуп.
О держателях крупных пакетов или потенциальных приобретателях должно быть известно другим акционерам с тем, чтобы они могли распорядиться принадлежащими им пакетами.
СТРУКТУРА НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В 1998 г.
число нарушений антимонопольного законодательства увеличилось почти 1,7 раза по сравнению с предыдущим годом.
Количественная и качественная оценка характера нарушений свидетельствует об усложнении работ по реализации антимонопольного законодательства, обусловленном фактами комплексных нарушений не по одной, а по нескольким статьям одновременно, расширением географии нарушений хозяйствующими субъектами, состоящими в сложных имущественных отношениях, в частности, в процессе формирования корпоративных структур.
Такая ситуация нарушает целостность товарных рынков и экономического пространства России, требует не только действенного контроля со стороны антимонопольных органов, но безусловного соблюдения и недопущения нарушений законодательства со стороны исполнительных органов местного и регионального уровня.
В 1998 г.
по заявлениям субъектов рынка и инициативе антимонопольных органов было рассмотрено почти 6000 фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.
Около трети из них составляли нарушения по ст.
17 (концентрации собственности, передачи имущественных прав) и ст.
18 (приобретение контроля над хозяйственными обществами).
Большая часть выявленных нарушений подтвердилась (по ст.
17 82%, по ст.
18 80%), и по результатам рассмотренных дел приняты соответствующие решения.
Дела по ст.
17 и 18

[Back]