Проверяемый текст
Багдасарян Татьяна Олеговна. Тональный компонент модальности в коммуникации (Диссертация 2000)
[стр. 121]

’21 сродни игре как и игра, она строится по определенным правилам и стратегиям.
Игра объединяет все действия участников игрового пространства, направленные на преобразование действительности пусть даже в пределах одного ментального пространства конкретного говорящего субъекта (Романов, Романова 1999:3).
Я И более сложное образование по сравнению с РА, которое трактует речевое действие как событие в его развитии.
ЯИ многофункциональны и представляют собой схемы, фреймы и сценарии в зависимости от степени сложности входящих в них событий.
ЯИ обогащают наше представление о текстовой деятельности, поскольку охватывают не только кооперативное, но и конфликтное, ориентированное на выигрыш взаимодействие индивидов.
Постулат Сотрудничества, которым ограничивается сфера действия ТРА, расширяется до принципа Взаимодействия
(Багдасарян 2000).
Лингвистические ЯИ раскрывают потенциальные возможности для
изучения деонтических установок и выделения типов авторитета в деонтических ситуациях.
Самой объемлющей из трех перечисленных представляется ТРЖ.
В ее основу положен
коммуникативно-деятельностнчй подход.
В качестве единицы речевой деятельности предстает текст, обладающий цельностью и смысловой завершенностью.
Текст выступает как единство трех аспектов тематического содержания, композиционного построения и языкового стиля.
Замысел (речевая воля) диктует выбор жанра.
В то же время замысел сам корректируется выбранным жанром.
Отношение замысел жанр взаимообусловлено.
Оно и формирует стиль и композицию текста.
Являясь ведущими теориями коммуникации, ТРА и ТРЖ имеют целый ряд точек соприкосновения, что неоднократно отмечалось исследователями (Федосюк 1997, Шмелева 1992, Баранов 1997).
Перечислим положения, общие для обеих теорий.
Как известно, три момента, лежащие в основе ТРА это иллокутивная сила, перлокутивный эффект и локутивные средства выражения.
[стр. 75]

75 чить наше знание о ней теория формируется на основании какого-то подхода, который и обеспечивает ее своеобразие (Щедровицкий 1991).
ТРА рассматривает наиболее конкретный минимальный отрезок действительности РА, т.е.
действие, структура которого определяется его прагматической функцией.
РА очень близок к живой разговорной речи, в отличие от морфем, слов и предложений, которые относятся к сфере языка.
ТРА оперирует детально разработанным терминологическим аппаратом, что способствует ее стройности и легкости в применении.
Она изучает социальное действие в контексте ситуации.
Одним из наиболее важных открытий ТРА является выделение косвенных РА, представляющих собой высказывания с двойным дном.
В ТЯИ содержится скорее философское, нежели лингвистическое осмысление коммуникации.
Однако Л.Витгенштейн рассматривает философию в неразрывной связи с языком.
Вся коммуникативная деятельность сродни шре как и игра, она строится по определенным правилам и стратегиям.
Игра объединяет все действия участников игрового пространства, направленные на преобразование действительности пусть даже в пределах одного ментального пространства конкретного говорящего субъекта (Романов, Романова 1999: 3).
ЯИ более сложное образование по сравнению с РА, которое трактует речевое действие как событие в его развитии.
Я И многофункциональны и представляют собой схемы, фреймы и сценарии в зависимости от степени сложности входящих в них событий.
Я И обогащают наше представление о текстовой деятельности, поскольку охватывают не только кооперативное, но и конфликтное, ориентированное на выигрыш взаимодействие индивидов.
Постулат Сотрудничества, которым ограничивается сфера действия ТРА, расширяется до принципа Взаимодействия
(см.
Введение).
Лингвистические Я И раскрывают потенциальные возможности для
переакцентуаций, т.е.
тональных способов представления события.


[стр.,76]

76 Самой совершенной из трех перечисленных представляется ТРЖ.
В ее основу положен
коммуникативно-деятельностный подход.
В качестве единицы речевой деятельности предстает текст, обладающий цельностью и смысловой завершенностью.
Текст выступает как единство трех аспектов тематического содержания, композиционного построения и языкового стиля.
Замысел (речевая воля) диктует выбор жанра.
В то же время замысел сам корректируется выбранным жанром.
Отношение замысел жанр взаимообусловлено.
Оно и формирует стиль и композицию текста.
Являясь ведущими теориями коммуникации, ТРА и ТРЖ имеют целый ряд точек соприкосновения, что неоднократно отмечалось исследователями (Федосюк 1997, Шмелева 1992, Баранов 1997).
Перечислим положения, общие для обеих теорий.
Как известно, три момента, лежащие в основе ТРА это иллокутивная сила, перлокутивный эффект и локутивные средства выражения.

Во-первых, иллокутивной силе соответствует в ТРЖ понятие речевого замысла или речевой воли говорящего, и то и другое инициируется намерением, которое затем кодируется в гой или иной форме.
Именно намерение должно быть понято адресатом.
Сообщение сразу задумывается как целое и установлено на ответную реакцию адресата.
Декодируя послание, реципиент не только устанавливает, что именно хотел сообщить ему партнер, но и выясняет, каким способом оно реализуется.
Так, например, побуждение к действию может быть оформлено в виде требования, приказа, просьбы, уговоров, мольбы.
Передача информации также может происходить несколькими способами: в качестве сообщения, лекции, предсказания, признания или исповеди.
Если отправитель берет на себя определенные обязательства, то адресат устанавливает, является ли принятие обязательств обещанием или клятвой.
Канал или способ подачи речевого замысла соответствует модальной рамке, которая во многом оп

[Back]