Проверяемый текст
Багдасарян Татьяна Олеговна. Тональный компонент модальности в коммуникации (Диссертация 2000)
[стр. 127]

127 лологичная и перспективная теория.
Она имеет дело с текстами, в отличие от речедействий ТРА и ситуаций ТЯИ.
Именно к ТРЖ обращено сейчас внимание языковедов, именно ее положения исследуются и уточняются в работах русских и зарубежных лингвистов.
Мы
используем конфигурированный подход к исследованию коммуникации.
Он заключается в том, чтобы, «...проанализировав теорию речевых актов, теорию языковых игр и теорию речевых жанров, отобрать их конструктивные достижения и соединить в комплексном анализе процесса общения.
Такой подход, основанный не на механическом соединении знаний, а на их инкорпорировании,
позволяет более глубоко понять сложные коммуникативные процессы.
Только принцип многих знаний сможет приблизить нас к адекватному анализу коммуникации»
(Багдасарян 2000:137).
Ведущее место в данном подходе принадлежит понятию РЖ, который существует в виде модели и реализуется через тексты.
Что касается деонтических текстов, то они формируются в соответствии с интенциями говорящего изменить и/или сохранить мир.
Деонтический текст обладает цельностью и смысловой завершенностью, при еге создании обязательно учитываются статусные характеристики коммуникантов.
Речевой жанр задает структуру конкретного
деонтического текста и, будучи базовой категорией, позволяет проследить в нем черты модели.
Речевой жанр точнее отражает коммуникативный процесс, если его, подобно языковой игре, представить как событие действительности.
Такое событие имеет в своей основе некоторый сценарий, фрейм, состоящий из одной или нескольких сменяющих друг друга картин.
Событие языковой игры, а, следовательно, и речевого жанра, охватывает не только область кооперативного, но и конфликтного общения, расширяя тем самым сферу коммуникации до принципа Взаимодействия.
Кроме того, лин
[стр. 82]

*2 яи речевой жанр просьбы или он окажется “холостым выстрелом” и автору придется предпринимать дополнительные усилия для достижения поставленной цели» (Шмелева 1992: 22).
Что касается методических аспектов, то обучение языку также должно проходить через усвоение РЖ.
Ведь владеть языком означает свободно ориентироваться в его системе, а именно: задать вопрос, высказать пожелание или благодарность, сформулировать отказ.
На таких позициях фактически находится, например, Н.И.Формановская.
поставившая задачу обучить этикетным РЖ (Формаиовская 1989).
Носители языка без труда и практически сразу опознают жанр речи, с которым к ним обращаются.
Владение РЖ настолько естественно для них, что операция выбора нужного РЖ происходит автоматически.
Это реалистическая методика, которой должны пользоваться преподаватели.
К тому же, будучи базовым уровнем когниотипа, РЖ легче усваиваются и затем опознаются.
РЖ естественным образом присутствуют в языке, следовательно, именно овладение ими должно стать первостепенной задачей при обучении.
ТРЖ наиболее перспекгивная теория коммуникации.
Именно х ней обращено сейчас внимание языковедов, именно ее положения исследуются и уточняются в работах русских и зарубежных лингвистов.
Мы
предлагаем конфигурированный подход к исследованию коммуникации.
Он заключается в том, чтобы, проанализировав теорию речевых актов, теорию языковых игр и теорию речевых жанров, отобрать их конструктивные достижения и соединить в комплексном анализе процесса общения.
Такой подход, основанный не на механическом соединении знаний, а на их инкорпорировании,
позволит более глубоко понять сложные коммуникативные процессы.
Только принцип многих знаний сможет приблизить нас к адекватному анализу коммуникации.


[стр.,83]

83 Ведущее место в предлагаемом подходе принадлежит понятию РЖ, который существует в виде модели и реализуется через тексты.
Текст формируется в соответствии с интенциями говорящего и нацелен на определенный результат.
Текст обладает цельностью и смысловой завершенностью, при
его создании обязательно учитываются индивидуальные характеристики коммуникантов.
Речевой жанр задает структуру конкретного
текста и, будучи базовой категорией, позволяет проследить в нем черты модели.
РЖ дает возможность упорядочить весь массив текстовых интеракций.
Речевой жанр сможет точнее отразить коммуникативный процесс, если его, подобно языковой игре, представить как событие действительности.
Такое событие имеет в своей основе некоторый сценарий, фрейм, состоящий из одной или нескольких сменяющих друг друга картин.
Событие языковой игры, а, следовательно, и речевого жанра, охватывает не только область кооперативного, но и конфликтного общения, расширяя тем самым сферу коммуникации до принципа Взаимодействия.
Кроме того, лингвистическая
ЯИ предполагает возможность презентации события в различных тональностях, наиболее широко представлен спектр ироничных переакцентуаций.
ТРА обладает самым ясным построением, четкой терминологией.
Именно такой стройностью должна обладать интегративная теория коммуникации.
Кроме того, понятие РА вполне приемлемо для толкования простейших интеракций.
1.5.
ВЫВОДЫ 1.
Языкознание XX века обогатилось появлением трех теорий коммуникации теории речевых актов (ТРА), теории речевых жанров (ТРЖ) и теории языковых игр (ТЯИ), в задачу которых входили изучение и систематизация единиц речи.
Каждая теория имеет

[Back]