Проверяемый текст
Багдасарян Татьяна Олеговна. Тональный компонент модальности в коммуникации (Диссертация 2000)
[стр. 129]

3.2.
Деонтическая модальность в формате теории речевых жанров Судьба теории речевых жанров складывалась не столь удачно, как, например, у теории речевых актов.
Созданная М.М.Бахтиным в 50-е годы (т.е.
даже раньше ТРА), какое-то время она оставалась невостребованной.
Но период безвестности с лихвой окупился, начиная с 70-х.
В наши дни теория речевых жанров чрезвычайно популярна,
ее потенциал огромен.
Центральным моментом теории речевых жанров является понятие речевого жанра.
М.М.Бахтин определяет речевые жанры (далее РЖ) как «относительно устойчивые типы высказываний», используемые в определенной области человеческой деятельности (Бахтин 1979:237).
По мысли М.М.Бахтина, общение происходит «только определенными речевыми жанрами, т.е.
все наши высказывания обладают определенными и относительно устойчивыми типическими формами построения целого».
«Даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам» (Бахтин 1979:257).
РЖ это форма организации речи, которая дается индивиду почти так же, как ему дается родной язык.
Индивид свободно владеет РЖ практически, не задумываясь над теоретической стороной.
В речевом сознании носителей языка сформировалась так называемая "интуитивная жанровая рефлексия», являющаяся его частью (Шмелева 1997:89).
Знание жанровых форм настолько естественно для каждого субъекта, что «слыша чужую речь, мы уже с первых слов угадываем ее жанр, предугадываем определенный объем (т.е.
приблизительную длину речевого целого), определенное композиционное построение, предвидим конец, т.е.
с самого начала мы обладаем ощущением речевого целого, которое затем только дифференцируется в процессе речи» (Бахтин 1979:257-258).
Когда субъект намеревает
[стр. 34]

34 е годы (т.е.
даже раньше ТРА), какое-то время она оставалась невостребованной.
Но период безвестности с лихвой окупился, начиная с 70х.
В наши дни теория речевых жанров чрезвычайно популярна,
и ее потенциал огромен.
1.3.1.
Понятие речевого жанра Центральным в теории речевых жанров является понятие речевого жанра.
М.М.Бахтин определяет речевые жанры (далее РЖ) как «относительно устойчивые типы высказываний», используемые в определенной области человеческой деятельности (Бахтин 1979: 237).
По мысли М.М.Бахтина, общение происходит «только определенными речевыми жанрами, т.е.
все наши высказывания обладают определенными и относительно устойчивыми типическими формами построения целого».
«Даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам» (Бахтин 1979: 257).
РЖ это форма организации речи, которая дается индивиду почти так же, как ему дается родной язык.
Индивид свободно владеет РЖ практически, не задумываясь над теоретической стороной.
В речевом сознании носителей языка сформировалась так называемая «интуитивная жанровая рефлексия», являющаяся его частью (Шмелева 1997: 89).
Знание жанровых форм настолько естественно для каждого субъекта, что «слыша чужую речь, мы уже с первых слов угадываем ее жанр, предугадываем определенный объем (т.е.
приблизительную длину речевого целого), определенное композиционное построение, предвидим конец, т.е.
с самого начала мы обладаем ощущением речевого целого, которое затем только дифференцируется в процессе речи» (Бахтин 1979: 257-258).
Когда субъект намеревается
высказать что-то, у

[Back]