Проверяемый текст
Багдасарян Татьяна Олеговна. Тональный компонент модальности в коммуникации (Диссертация 2000)
[стр. 133]

3.3.
Проблема классификации речевых жачров 133 Жанры чрезвычайно многочисленны и разнообразны.
Помимо всех литературных жанров, можно назвать такие, как беседа, рассказ, извинение, приказ, благодарность, приветствие и т.д.
А.Вежбицкая описала около 40 жанров, пытаясь систематизировать их в рамках своей семантической теории элементарных смысловых единиц («semantic primitives») (Вежбицкая 1997:103-109).
Список можно продолжить.
В современном мире, вследствие возрастающей гетерогенности культуры, возникают новые жанры, такие как интервью, ток-шоу, реклама и д]..
Хотя
может правильнее было бы говорить о некоторых видоизменениях или вариантах традиционных жанров.
Такие изменения возникают
благодаря специфическим функциям и условиям общения в различных сферах человеческой деятельности.
Несмотря на трудности, обусловленные функциональной разнородностью, ученые-лингвисты не оставляют попыток систематизировать жанры речи.
Первое и наиболее общее разделение было сделано самим автором теории речевых жанров.
Он разграничивает первичные (простые) и вторичные (сложные) жанры (Бахтин 1979:239).
Первичные РЖ складываются в условиях непосредственного речевого общения и наиболее близки репликам бытового диалога (ср.
с речевыми актами).
Вторичные же возникают в условиях более сложного культурного общения, преимущественно письменного.
Это романы, драмы, различного рода научные исследования, публицистика.
Вторичные жанры формируются из первичных, трансформированных и переработанных таким образом, что непосредственная связь текста с реальной действительностью ослабляется.
Так, форма и значение * реплик диалога могут рассматриваться только в плоскости содержания того литературного произведения, в состав которого они входят.
И эти реп
[стр. 38]

38 Борис.
Наташа, разреши я его убыо.
Неплохое! Тетя! Это венгерский токай, высший сорт.
Даже мне, которого в этом заведении обожают и ценят, даже мне его не всегда дают.
Лх, Володъка, Володька, какой же ты все-таки счастливый человек! (К.
Финн, с.9) В последнем мини-монологе Бориса содержится несколько фрагментов: просьба (в шутливой ее форме), далее следует пояснение (насколько хорошее вино они пьют) и характеристика партнера (в которой явно сквозит зависть).
Весь же диалог описывает событие, которое можно определить как «дружеская беседа в ресторане».
Тема беседы «вино».
В разговоре участвуют два субъекта.
Однако было бы неверным считать, что каждая реплика партнера приравнивается к речевому жанру.
Рассматриваемый диалог следует отнести к первичным сложным РЖ (см.
п.1.3.2.), т.к.
в его состав входят пять коммуникативных шагов.
Граница РЖ определяется скорее сменой темы, а не говорящего.
1.3.2.
Проблема классификации речевых жанров Жанры чрезвычайно многочисленны и разнообразны.
Помимо всех литературных жанров, можно назвать такие, как беседа, рассказ, извинение, приказ, благодарность, приветствие и т.д.
А.Вежбицка описала около 40 жанров, пытаясь систематизировать их в рамках своей семантической теории элементарных смысловых единиц («semantic primitives») (Вежбицка 1997: 103-109).
Список можно продолжить.
В современном мире, вследствие возрастающей гетерогенности культуры, возникают новые жанры, такие как интервью, ток-шоу, реклама и др.
Хотя
можег правильнее было бы говорить о некоторых видоизменениях или вариантах традиционных жанров.
Такие изменения возни


[стр.,39]

39 кают благодаря специфическим функциям и условиям общения в различных сферах человеческой деятельности.
Несмотря на трудности, обусловленные функциональной разнородностью, ученые-лингвисты не оставляют попыток систематизировать жанры речи.
Первое и наиболее общее разделение было сделано самим автором теории речевых жанров.
Он разграничивает первичные (простые) и вторичные (сложные) жанры (Бахтин 1979: 239).
Первичные РЖ складываются в условиях непосредственного речевого общения и наиболее близки репликам бытового диалога (ср.
с речевыми актами).
Вторичные же возникают в условиях более сложного культурного общения, преимущественно письменного.
Это романы, драмы, различного рода научные исследования, публицистика.
Вторичные жанры формируются из первичных, трансформированных и переработанных таким образом, что непосредственная связь текста с реальной действительностью ослабляется.
Так, форма и значение реплик диалога могут рассматриваться только в плоскости содержания того литературного произведения, в состав которого они входят.
И эти реплики
предстают не какотдельно взятые речевые акты, а как часть литературнохудожественного события.
Отметим, что М.М.Бахтин предостерегал против односторонней ориентации на первичные жанры, поскольку это неизбежно приведет к вульгаризации проблемы, к формализму и чрезмерной абстрактности (Бахтин 1979: 239-240).
К таким неутешительным результатам и свелась в итоге теория речевых актов, в которой рассматривались РА, близкие к репликам бытового диалога или первичным жанрам.
В состав некоторых текстов могут входить фрагменты, каждый из которых обладает относительной смысловой завершенностью и в свою очередь может быть представлен как текст определенного жанра.
На этом основании М.Ю.Федосюк предлагает квалифицировать РЖ

[Back]