Проверяемый текст
Багдасарян Татьяна Олеговна. Тональный компонент модальности в коммуникации (Диссертация 2000)
[стр. 140]

140 4.
По силе побуждения, с которой выступает автор, различаются просьба и мольба, поручение и требование, а как черта образа автора этот признак обозначается как осторожность/настойчивость.
Образ автора можно характеризовать по его дипломатичности/категоричности.
Эта черта не является жанроразличительной, но она определяет
категоричность деонтического высказывания.
Тогда приказ может быть «переодет» или
«переакцентуализован» (термин М.М.
Бахтина) в просьбу и мольбу.
Подобные явления описывал Дж.Серль, отмечая, что «предложение, содержащее показатели иллокутивной силы для одного типа иллокутивного акта, может произноситься для осуществления, кроме того, иллокутивного акта другого типа.
Иногда говорящий произносит предложение, имея в виду непосредственно то, что он говорит, и одновременно имея в виду другую иллокуцию с другим пропозициональным содержанием» (Серль 1986а: 195).
Дело в том, что в силу принятых норм вежливости в межличностном общении зачастую бывает неуместным высказывание прямых приказаний или оценок.
Поэтому субъект прибегает к косвенным средствам для осуществления своих иллокутивных целей.
Понимание адресатом подобных косвенных намерений становится возможным благодаря наличию у участников общения общих фоновых знаний, стремлению к кооперативному взаимодействию и способности реципиента к выводу умозаключений.

Поэтому реплика «Сап you pass the salt?» воспринимается не как вопрос, а как просьба.
Напротив, увеличению категоричности способствует эксплицитное присутствие в высказывании показателей РЖ.
Например, «Просите прощения, я вам приказываю».
Итак, образ автора это обязательный компонент смысловой структуры РЖ, который воплощается или разыгрывается в соответствии с замыслом и речевым мастерством говорящего.
Однако в РЖ образ автора присутствует имплицитно.
[стр. 43]

43 (клятва, обещание, угроза); в) «совместительские», предполагающие исполнение действий всеми участниками коммуникации (договор, призыв к совместным действиям, приглашение).
2.
«Неисполнительские» жанры различаются в зависимости от статуса автора.
Если он наделен полномочиями, то в его арсенале имеются такие жанры, как приказ, распоряжение, поручение, если нет, то он может использовать просьбу или мольбу.
3.
РЖ различаются в зависимости от наличия/отсутствия интереса автора.
Примером могут служить просьба и совет.
4.
По силе побуждения, с которой выступает автор, различаются просьба и мольба, поручение и требование, а как черта образа автора этот признак обозначается как осторожность/настойчивость.
Образ автора можно характеризовать по его дипломатичности/категоричности.
Эта черта не является жанроразличительной, но она определяет
тональность высказывания на шкале категоричности.
Тогда приказ может быть «переодет» или
«переакценгуализован» в просьбу и мольбу.
Подобные явления описывал Дж.Серль, отмечая, что «предложение, содержащее показатели иллокутивной силы для одного типа иллокутивного акта, может произноситься для осуществления, кроме того, иллокутивного акта другого типа.
Иногда говорящий произносит предложение, имея в виду непосредственно то, что он говорит, и одновременно имея в виду другую иллокуцию с другим пропозициональным содержанием» (Серль 1986а: 195).
Дело в том, что в силу принятых норм вежливости в межличностном общении зачастую бывает неуместным высказывание прямых приказаний или оценок.
Поэтому субъект прибегает к косвенным средствам для осуществления своих иллокутивных целей.
Понимание адресатом подобных косвенных намерений становится возможным благодаря наличию у участников общения общих фоновых знаний, стремлению к кооперативному взаимодействию и способности реципиента к выводу умозаключений.


[стр.,44]

44 Поэтому реплика «Вы не могли бы достать соль?» воспринимается не как вопрос, а как просьба.
Напротив, увеличению категоричности способствует эксплицитное присутствие в высказывании показателей РЖ.
Например, «Просите прощения, я вам приказываю».
Итак, образ автора это обязательный компонент смысловой структуры РЖ, который воплощается или разыгрывается в соответствии с замыслом и речевым мастерством говорящего.
Однако в РЖ образ автора присутствует имплицитно.

3) Образ адресата фигурирует и в работе М.М.Бахтина.
Он говорит об «адресованности» высказывания.
Адресат может быть непосредственным участником бытового диалога, дифференцированным коллективом специалистов в какой-либо области культурного общения, народом, единомышленником, подчиненным, начальником, противником, близким, чужим и т.п.
Выбор адресата определяется сферой человеческой деятельности, намерением говорящего, статусными отношениями коммуникантов.
Образ адресата в сознании автора определяет в свою очередь композицию и стиль высказывания.
«Каждый РЖ в каждой области речевого общения имеет свою, определяющую его как жанр, типическую концепцию адресата» (Бахтин 1979: 276).
Говорящий всегда учитывает апперцептивный фон восприятия своей речи.
Он принимает во внимание, насколько адресат осведомлен в ситуации, каковы его взгляды и убеждения, симпатии и антипатии.
Все эти компоненты имеют значение для восприятия высказывания и его понимания.
Они определяют и выбор жанра.
Бытовой диалог, исповедь, учебная литература, научно-исследовательские, деловые, жанры художественной литературы каждый из них рассчитан на своего адресата.
Концепция адресата определяет и выбор соответствующих композиционных приемов и языковых средств, т.е.
стиль высказывания по Бахтину.
Каждый стиль характеризуется определенной экспрессией или модальностью.
Нейтральные стили (научная и учебная лите

[Back]