Проверяемый текст
Багдасарян Татьяна Олеговна. Тональный компонент модальности в коммуникации (Диссертация 2000)
[стр. 145]

145 текстуальность.
М.Ю.Федосюк дает удобную, хотя и слишком общую типологию РЖ.
Существенным является то, что он обращает внимание на возможность комбинации различных фрагментов в рамках одного РЖ.

М.Ю.Федосюк трактует РЖ как событие, в ходе развития которого возможны некоторые отклонения от центральной линии.
Но единая тематическая область обрамляет и пронизывает все событие.
Смена темы означает смену речевого жанра.
Следует отметить, что в классификациях Т.В.Шмелевой и М.Ю.Федосюка делается попытка конфигурировать ТРЖ и ТРА.
В них прослеживаются связи между названными теориями и выявляются соответствия, например, коммуникативная цель иллокутивная цель, речевой замысел, речевая воля иллокутивная сила, формальная организация локутивные средства (у Т.В.Шмелевой), а элементарные РЖ у М.Ю.Федосюка есть ни что иное, как РА.
Но речевой жанр, представленный в обоих исследованиях как событие, гораздо шире и полнозначнее речевого акта.
Наиболее близко к М.М.Бахтину в рассмотрении первичных и вторичных РЖ подходит А.Г.Баранов, подразделяя каждый вид на простые и сложные.
В результате его систематизация выглядит следующим образом жанры делятся на 1) первичные: а) простые и б) сложные и 2) вторичные: а) простые и б) сложные (Баранов 1997: 338-340).

Данный подход дает возможность описания концепта авторитет.
[стр. 57]

57 тивности»: от унисона до диссонанса.
На место жанра на шкале влияет также степень их косвенности.
Типология выглядит следующим образом: 1) жанры, ухудшающие межличностные отношения в прямой форме: прямые обвинения, оскорбления, выяснения отношений, ссоры; 2) жанры, улучшающие межличностные отношения в прямой форме: доброжелательные разговоры по душам, признания, комплименты, исповеди и т.п.; 3) жанры, ухудшающие отношения в косвенной форме: розыгрыш, издевка, похвальба, некоторые разновидности иронии; 4) жанры, улучшающие отношения в косвенной форме: флирт, шутка; 5) праздноречевые жанры (small talk), в которых отношения сохраняются без изменений.
Информативные РЖ не классифицируются В.В.Дементьевым каким-то особым образом.
Он сводит их к разновидностям диалога, выделенным Н.Д.Арутюновой: это информативный диалог, прескриптивный диалог и обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины (Дементьев 1997: 37-41).
Во всех представленных классификациях РЖ выделяется один наиболее яркий признак в качестве системообразующего.
У Н.Д.Арутюновой это целеориентированность, у В.В.Дементьева замысел, причем область их исследования ограничивается диалогическими текстами преимущественно кооперативной направленности.
Классификация Т.В.Шмелевой гораздо полнее, в ней содержится детальная характеристика речевого жанра, его внутренней структуры.
«Анкета» РЖ позволяет проследить его интертекстуальность.
М.Ю.Федосюк дает удобную, хотя и слишком общую типологию РЖ.
Существенным является то, что он обращает внимание на возможность комбинации различных фрагментов в рамках одного РЖ.


[стр.,58]

58 М.Ю.Федосюк трактует РЖ как событие, в ходе развития которого возможны некоторые отклонения от центральной линии.
Но единая тематическая область обрамляет и пронизывает все событие.
Смена темы означает смену речевого жанра.
Следует отметить, что в классификациях Т.В.Шмелевой и М.Ю.Федосюка делается попытка конфигурировать ТРЖ и ТРА.
В них прослеживаются связи между названными теориями и выявляются соответствия, например, коммуникативная цель иллокутивная цель, речевой замысел, речевая воля иллокутивная сила, формальная организация локутивные средства (у Т.В.Шмелевой), а элементарные РЖ у М.Ю.Федосюка есть ни что иное, как РА.
Но речевой жанр, представленный в обоих исследованиях как событие, гораздо шире и полнозначнее речевого акта.
Наиболее близко к М.М.Бахтину в рассмотрении первичных и вторичных РЖ подходит А.Г.Баранов, подразделяя каждый вид на простые и сложные.
В результате его систематизация выглядит следующим образом жанры делятся на 1) первичные: а) простые и б) сложные и 2) вторичные: а) простые и б) сложные (Баранов 1997: 338340).

1(a) Первичные простые жанры охватывают диалогические тексты, входящие в сферу межличностного общения.
Предметные области могут быть самыми различными.
В предельном случае им соответствуют речевые акты из теории Дж.Остина, т.е.
высказывания-реплики как социальные действия в определенных ситуациях общения.
Однако в отличие от атомистичности теории речевых актов, А.Г.Баранов подходит к проблеме с позиций интеракциональности.
Он предлагает подвергнуть анализу не единичные акты, а связки-циклы, такие как, например, запросно-ответный цикл.
Тепу.
Will you be travelling by air? Steve.
No, I’m taking the car.

[Back]