3.4. Авторитет в первичных и вторичных речевых жанрах 146 В данном разделе мы покажем языковое наполнение концепта авторитет на примерах деонтических речевых жанров и выделим тины авторитета. la) Первичные простые жанры охватывают диалогические тексты, входящие в сферу межличностного общения. Предметные области могут быть самыми различными. В предельном случае им соответствуют речевые акты из теории Дж.Остина, т.е. высказывания-реплики как социальные действия в определенных ситуациях общения. Однако в отличие от атомистичности теории речевых актов, А.Г.Баранов подходит к проблеме с позиций интеракциональности. Он предлагает подвергнуть анализу не единичные акты, а связки-циклы, такие как, например, запросно-ответный цикл. Adam. Do you know the principles of a internal combustion engine? Joe . I ought to know it, as I went to automobile school in Chicago. (J. Steinbeck, p.366). (cp. Адам. Ты знаешь устройство двигателя внутреннего сгорания? Джо. Я должен знать. Я закончил автомобильную школу в Чикаго.) (социальный авторитет, выраженный модальным глаголом ought to + infinitive) lb) Первичные сложные жанры представлены длящимся диалогом, в котором можно проследить коммуникативные шаги, ходы и их композиционные схемы. Adam. Now I must be careful. Don’t talk. Don’t talk, (a) Sam Hamilton has been a good friend to me all the years. I’ll miss him. Kate. I hated him. I would have killed him if I could. (6) Adam. Why? He was kind to us. (в) Kate . He looked looked into me. |
58 М.Ю.Федосюк трактует РЖ как событие, в ходе развития которого возможны некоторые отклонения от центральной линии. Но единая тематическая область обрамляет и пронизывает все событие. Смена темы означает смену речевого жанра. Следует отметить, что в классификациях Т.В.Шмелевой и М.Ю.Федосюка делается попытка конфигурировать ТРЖ и ТРА. В них прослеживаются связи между названными теориями и выявляются соответствия, например, коммуникативная цель иллокутивная цель, речевой замысел, речевая воля иллокутивная сила, формальная организация локутивные средства (у Т.В.Шмелевой), а элементарные РЖ у М.Ю.Федосюка есть ни что иное, как РА. Но речевой жанр, представленный в обоих исследованиях как событие, гораздо шире и полнозначнее речевого акта. Наиболее близко к М.М.Бахтину в рассмотрении первичных и вторичных РЖ подходит А.Г.Баранов, подразделяя каждый вид на простые и сложные. В результате его систематизация выглядит следующим образом жанры делятся на 1) первичные: а) простые и б) сложные и 2) вторичные: а) простые и б) сложные (Баранов 1997: 338340). 1(a) Первичные простые жанры охватывают диалогические тексты, входящие в сферу межличностного общения. Предметные области могут быть самыми различными. В предельном случае им соответствуют речевые акты из теории Дж.Остина, т.е. высказывания-реплики как социальные действия в определенных ситуациях общения. Однако в отличие от атомистичности теории речевых актов, А.Г.Баранов подходит к проблеме с позиций интеракциональности. Он предлагает подвергнуть анализу не единичные акты, а связки-циклы, такие как, например, запросно-ответный цикл. Тепу. Will you be travelling by air? Steve. No, I’m taking the car. |