162 ем, когда имеет место непосредственный контакт партнеров по коммуникации. В распоряжении автора письменного текста имеются ремарки, курсив, разреженное написание, облегчающие реципиенту процесс восприятия. Но, как правило, автор не вводит все детали в свое описание, чтобы не пере1ружать текст. Реципиент воспроизводит в своем сознании общую картину, детали же отдаются на откуп его воображению и интеллекту. Поэтому, безусловно, интонационные и поведенческие характеристики должны учитываться при анализе речевого произведения, если они имеют место. Но они не являются обязательными и присутствуют не во всех типах текстов. На этом основании мы считаем нецелесообразным вводить фонетический и поведенческий компоненты в состав деонтической модальности. |
99 В распоряжении автора письменного текста имеются ремарки, курсив, разреженное написание, облегчающие реципиенту процесс восприятия. Но, как правило, автор не вводит все детали в свое описание, чтобы не перегружать текст. Реципиент воспроизводит в своем сознании общую картину, детали же отдаются на откуп его воображению и интеллекту. Поэтому, безусловно, интонационные и поведенческие характеристики должны учитываться при анализе речевого произведения, если они имеют место. Но они не являются обязательными и присутствуют не во всех типах текстов. На этом основании мы считаем нецелесообразным вводить фонетический и поведенческий компоненты в состав модельной тональности. 2.3. Анализ переакцентуаций различных речевых жанров Итак, мы выяснили, что модель речевого жанра включает содержание и модальное оформление (куда входит и тональность). Данная тональность является модельной. Но, как ситуативно-зависимый компонент, она может изменяться в зависимости от намерений автора текста. Такая отличная от модельной тональность будет считаться переакцентуированной, а само рече-жанровое явление переакцентуацией. Отметим, что модельная тональность может частично присутствовать в текстах наряду с переакцентуированной. Кроме того, в текстах достаточной протяженности, как правило, сосуществуют несколько тональностей при одной доминирующей. Именно доминирующей тональностью мы и руководствовались в определении переакцентуаций. Выбор той или иной тональности обусловлен в первую очередь индивидуальными чертами языковой личности, ее способности под тем или иным углом зрения создавать и воспринимать тексты. Механизм на определенное речевое поведение включается под воздействием |