Проверяемый текст
Борзенок Наталья Владимировна. Отрицание в системе языка и текстовой деятельности (Диссертация 1998)
[стр. 94]

94 Во втором случае на выбор влияют психологические характеристики автора, его авторитет, интенции изменить и/или сохранить мир.
Здесь мы придерживаемся мнения Э.Сепира о том, что индивидуальные особенности
автора и социальные факторы: а) отражаются в речевом стиле.
Стиль в данном случае представляет собой речевую повседневность, характеризующую как социальную группу, так и индивида:
"Всем нам присущи свои индивидуальные стили разговора и продуманного выступления, и они отнюдь не так случайны и произвольны, как мы полагаем” (Сепир 1993:295-296); б) влияют на выбор лексики: "Все мы говорим по-разному.
Существуют слова, которыми некоторые из нас никогда не
пользуется.
Существуют и другие, любимые слова, которые мы используем постоянно.
Особенности личности в значительной мере отражаются в подборе слов, однако, здесь мы должны тщательно различать социальную лексическую норму и более значимый личностный выбор слов" (Сепир 1993:295-296).
Данное наблюдение можно отнести не
только к лексическим, но и ко всем другим средствам выражения той или иной языковой категории, категории деонтической модальности, в частности.
Человек, в зависимости от намерений
(отдать приказание, проинструктировать и т.д.), целенаправленно подбирает определённые средства выражения деонтической модальности.
Например, «...to start the engine of a modern car you do just two things, turn a key and touch starter».
(J.Steenbeck, p.
364).
(cp.
.
.
.
чтобы завести современную машину, ты должен сделать всего лишь две вещи: повернуть ключ и нажать на газ.) В исследовании деонтической модальности мы используем тезис М.М.Бахтина о трёхаспектной репрезентации существования слова: нейтральное чужое свое.
По Бахтину, мы подбираем слова в соответствии с различными жанрами из других, уже существующих текстов (Бахтин
[стр. 134]

134 ФПП отрицания строится на основе анализа тех средств выражения отрицания, которые использует в своей речи та или иная языковая личность.
Механизм выбора средств выражения отрицания может быть: 1) навыковым и 2) рефлексивным.
Так как текстовая деятельность представляет собой, в основном, навыковую, а не рефлексивную деятельность (Баранов 1997а: 333; Stubbs 1993: 19), можно говорить о том, что человек отрицает что-либо по своему опыту (следуя традиции), не задумываясь, не размышляя специально над тем, как и что отрицать в данный момент речи.
Таким образом, формирование отрицательного высказывания в большинстве случаев навыково.
Во втором случае на выбор влияют психологические характеристики
языковой личности, ее социальный статус, интенции.
Здесь мы придерживаемся мнения Э.
Сепира о том, что индивидуальные особенности
личности и социальные факторы: а) отражаются в речевом стиле.
Стиль в данном случае представляет собой речевую повседневность, характеризующую как социальную группу, так и индивида:
“Всем нам присущи свои индивидуальные стили разговора и продуманного выступления, и они отнюдь не так случайны и произвольны, как мы полагаем” (Сепир 1993: 295-296); б) влияют на выбор лексики: “Все мы говорим по-разному.
Существуют слова, которыми некоторые из нас никогда не
пользуются.
Существуют и другие, любимые слова, которые мы используем постоянно.
Особенности личности в значительной мере отражаются в подборе слов, однако, здесь мы должны тщательно различать социальную лексическую норму и более значимый личностный выбор слов” (Сепир 1993: 295-296).
Данное наблюдение можно отнести не


[стр.,135]

135 только к лексическим, но и ко всем другим средствам выражения той или иной языковой категории, категории отрицания, в частности.
Человек, в зависимости от намерений
(скрыть истинные чувства, обидеть (или не обидеть) собеседника, отдать приказание и т.д.), целенаправленно подбирает определенные средства выражения отрицания.
Например, с целью эмоционального воздействия на собеседника, находясь в состоянии психологического дискомфорта, Хэзел Конвей, персонаж пьесы Дж.Б.
Пристли “Время и семья Конвей”, использует трехкратный повтор отрицательного высказывания: HAZEL: No Robin.
You don’t understand...
you don’t understand...
you don’t understand...
(Priestley 1989:102).
В исследовании отрицания мы используем тезис М.М.
Бахтина о
трехаспектной репрезентации существования слова: нейтральное чужое свое.
По Бахтину, мы подбираем слова в соответствии с различными жанрами из других, уже существующих текстов (Бахтин
1979: 268).
Нам представляется возможным утверждать, что и отрицательные высказывания строятся на основе данного принципа, т.к.
"...
индивидуальный речевой опыт формируется во взаимодействии с чужими речевыми произведениями” (Баранов 1997а: 333).
Отсюда возникает идея когниотипичности (термин А.Г.
Баранова) отрицания, основанная на принципах традиции и прототипичности.
Совокупность отрицательных высказываний конкретной языковой личности составляет текстовый модуль с отрицательной семантикой один из многочисленных текстовых модулей, формирующих “глобальный” текст языковой личности, отражающий ее ценностный универсум.

[Back]