Проверяемый текст
Диривянкин, Сергей Михайлович; Моральный дух офицеров Российской армии и его укрепление: исторический опыт, уроки (Диссертация 2005)
[стр. 106]

Николай II: «Погода была ужасная для смотра.
Простился и благословил все части в полтора часа»1.
Все члены большой царствующей фамилии старались вдохновить армию на подвиги во имя любви к Отечеству, па практике реализуя идею сближения Государя и армии, а также вопроса о целях войны.
Данная демонстрация в частности, выразилась в отправке великим князем Владимиром Александровичем своих сыновей великих князей Кирилла и Бориса на театр военных действий .
Тем самым подчеркивалось единение и солидарность царской фамилии с военнослужащими.
Специфическим для данного периода с точки зрения соискателя является решение проблемы конфликта поколений, обостренного просчетами в кадровой политике.
Это было необходимо для достижения победы в войне с Японией.
В этой связи необходимо подчеркну'! ь, что военный министр Л.Ф.
Редигср, оценивая поведение армии в период первой русской революции, отмечал, что «хорошо держались лишь те части, где офицеры старались быть ближе к нижним чинам и имели над ними не только власть, но и влияние»3.
Характерно, что тема патриотического единения офицеров и их подчиненных была лейтмотивом практически всех выступлений царя перед военной аудиторией.
В данном отношении интересно смещение акцентов в постановке
проблемы: гак, если в 1904 г.
император призывал офицеров относиться к подчиненным с
любовыо и вниманием, то в годы революции он подчеркивал важность и необходимость неразрывной связи между командирами и нижними чинами.
Можно отмстить, что с учетом большого процента неграмотных среди нижних чинов главная роль отводилась устной политической агитации.
Данная агитация была построена на идее служения Царю и Отечеству, а также идеям Русской православной церкви.
Подобное обусловливалось тем, 106 1Дневники императора Николая II.
М., 1991.
С.343.л Леюнись войны с Японией.
1904.
№1.
С.З.
3 Редигср А.Ф.
Указ.
соч.
Т.1.
С.437.
[стр. 131]

оритетных1.
Анализ источников и литературы позволяет заключить, что деятельность органов государственной власти и военного управления по укреплению воинской дисциплины и правопорядка как один из путей повышения уров# ня их морального духа, строилась по следующим приоритетным направлениям: повышение авторитета монарха как Державного вождя Русской армии; обеспе^ чение неукоснительного выполнения офицерством требований Кодекса чести; пропаганда почетности и важности военной службы со стороны церкви; организация контрпропаганды в условиях определенной революционизации офицерского корпуса; репрессии по отношению к неблагонадежным офицерам.
Повышение авторитета монарха как Державного вождя Русской армии.
Здесь предусматривался комплекс мероприятий, реализуемый органами высФ шей власти, а также и органами военного управления.
Император, главной заботой которого в деле военного строительства являлся контроль именно за морально-психологическим состоянием офицерства, широко практиковал такую высокоэффективную форму подъема морального духа офицерства, как личное общение с командным составом армии.
Центральным направлением в данной ♦ связи Николай II считал решение проблемы конфликта поколений, обостренного просчетами в кадровой политике.
Увеличение дистанции между начальниками и подчиненными к началу XX столетия могло сыграть роковую для судьбы самодержавия роль еще в 1905 1907 гг.
Неслучайно, военный министр Ф А.Ф.
Редигер, оценивая поведение армии в период первой русской революции, отмечал, что «хорошо держались лишь те части, где офицеры старались быть ближе к нижним чинам и имели над ними не только власть, но и влияние»2.
’ «Если дисциплина есть воспитание, — писал видный специалист в области военного воспитания С.А.
Друцкой, — то для достижения дисциплинированности армии необходимы воспитательные средства в самом широком смысле этого слова.
На первом месте среди них должен быть поставлен личный состав воспитателей армии, то есть начальников» (Друцкой С.А.
Воинская дисциплина и способы ее улучшения в русской армии /С.А.
Друцкой // Разведчик.
1905.-№ 787.-С.874).
2 Редигер А.Ф.
Указ.
соч.
Т.
I.
С.437.
131

[стр.,132]

Характерно, что тема патриотического единения офицеров и их подчиненных была лейтмотивом практически всех выступлений царя перед военной аудиторией.
В данном отношении интересно смещение акцентов в постановке
ф проблемы.
Например, если в 1904 г.
император призывал офицеров относиться к подчиненным с
любовью и вниманием, то в годы революции он подчеркивал ^ важность и необходимость неразрывной связи между командирами и нижними чинами1.
Следует отметить, что, несмотря на прекрасное понимание важности проблемы воспитания офицерских кадров2, царь практически не воспользовался реальной возможностью лично сформулировать свои требования к командному составу армии в запоминающейся форме.
Его обращения к офицерству, как правило, поверхностны и содержат стандартный набор терминов официФ альной патриотической пропаганды: Николай II призывал офицеров верить в Бога, не впадать в уныние, быть преданными Престолу и долгу, относиться с уважением к начальникам, блюсти традиции и товарищество по оружию3.
Одной из важных форм культивирования монархизма в интересах укрепления морального духа армейских офицеров посредством повышения уровня их ♦ дисциплинированности являлось участие Николая II в многочисленных учениях, смотрах, парадах, посещений офицерских собраний, а также войсковых праздниках и ритуалах.
Яркое доказательство тому — многочисленные строевые записки о смотрах и парадах войск в царском присутствии и приказы о выф даче денежных наград участникам смотров, хранящиеся в фонде Главного штаба в РГВИА4.
Такая форма воспитания в большей степени способствовала ознакомлению военнослужащих с вкладом царей в становление и развитие русской государственности.
ф, 1Полный послужной список Его Императорского Величества...
С.90,91.
2 На всеподданнейшем докладе по Военному министерству от 27 февраля 1906 г.
царь сделал отметку «верно», согласившись с неудовлетворительной оценкой состава корпуса армейских офицеров (РГВИА.
Ф.830.
Оп.1.
Д.42.
Л.201).
_ 3 Полный послужной список Его Императорского Величества...
С.
90, • 91,101,112,116,129,131.
4 РГВИА.
Ф.400.
Оп.З.
Д.2629.
Л.1-255; Д.2934.
Л.1-448.
132

[Back]