Призыв «За Царя» применительно к Русско-японской войне 1904-1905 гг. с одной стороны предполагает тщательно прорабатываемую официальной пропагандой идею о государе-1 юкровитсле, мудром Отце Отечества. Поведение Николая II, речи, манера разговаривать на приемах, прощаниях с войсками, фотографии в журналах, газетах как нельзя лучше служат для этой цели. Так, в Петербурге при Первом и Втором кадетских корпусах были учреждены приюты, па 20 мальчиков каждый, с целыо призрения сирот и полусирот офицеров, убитых и раненых на войне с Японией . Забота государства об офицерских детях формировала в воспитуемых чувство благодарности и долга перед царем и Отечеством. С другой стороны призыв «За Царя» исходит4 из трансформированной идеи о «Белом Царе», который должен утвердить свою власть па Дальнем Востоке. Полковой священник отец Митрофан Ссрсбрянский называл войну «колониальной», но при этом заявлял, что «рабами гордых язычников не будем; вот братьями быть готовы»“. В своей, же повседневной деятельности он предпочитал обходиться традиционными методами религиозного воздействия и ссылками на присягу царю. Необходимо подчеркнуть, что командующий Маньчжурской армией генерал Л.Н. Куропаткин, будучи на смотрах войск в беседах с яичным составом о целях войны и ее значении для России зачастую прибегал к импровизации, во избежание стандартных речей. Ого делалось для поднятия морального духа и настроения личного состава. 'Гак па смотре одного из полков генерал Л.Н. Куропаткин в своей речи отметил: «Братцы, нужно победить нашего врага, только и тогда поедем домой, а то нас жены не примут, засмеют знас все» . 120 1Приказ но военному ведомелзу №423 от 1904 г. 2 О. Митрофан Серебрянский. Дневник полкового священника, служащего на Дальнем Востоке. / М. Сребряпский. М., 1996. С. 163. 3 1Цгг но: Шикуц Ф.Й. Дневник солдата в русско-японскую войну. М..2003. С.45. |
ведомства обязывались предоставить в ГУВУЗ сведения о награжденных орденом Святого Георгия или погибших кадетах и юнкерах, участвовавших в войне с Японией1. При кадетских корпусах устраивались приюты для воспитания детей офицеров, погибших в боевых действиях. Так, в Петербурге при Первом и Втором кадетских корпусах были учреждены приюты, на 20 мальчиков каждый, с целью призрения сирот и полусирот офицеров, убитых и раненых на войне с Японией2. Забота государства об офицерских детях формировала в воспитуемых чувство благодарности и долга перед царем и Отечеством. Отмечая положительные аспекты в деятельности властных структур и органов военного управления по формированию морально-психологической устойчивости будущих офицеров в процессе их военно-профессиональной подготовки, нельзя не отметить и отрицательные моменты, существенно снизившие качество решения задачи, означенной выше. Во-первых, дискриминация офицеров, не принадлежавших к православной конфессии. При отборе на должности в военно-учебные заведения существовавшие ограничения сужали круг военных профессионалов, которые могли бы применить свой богатый опыт в обучении и воспитании будущих офицеров. Здесь в полной мере проявилась вся сущность политики самодержавия в национально-конфессиональном вопросе. Во-вторых, деформация учебных программ. Например, юнкерам не преподавались такие важные дисциплины, как военная психология и военная педагогика3. В итоге, они не получали элементарных навыков работы с людьми, на что обращали внимание передовые офицеры того времени. Приведем в данной связи суждение кавалерийского офицера Дрозд-Бончевского: «Офицеры не получают никакой теоретической подготовки в области военной психологии. Офицер, вышедший из училища, даже не подозревает, что одна из его обязан1Приказ по военному ведомству №628 от 1910 г. 2Приказ по военному ведомству №423 от 1904 г. 3 См.: Программа и руководящие указания для преподавания учебных предметов в военных училищах. СПб., 1911.С.5. |