Проверяемый текст
Диривянкин, Сергей Михайлович; Моральный дух офицеров Российской армии и его укрепление: исторический опыт, уроки (Диссертация 2005)
[стр. 169]

захватнической политики.
Чуждые солдатским массам цели войны не могли вызвать у них воли к победе.
Напротив, среди мобилизованных запасных оказалось немало находившихся иод влиянием политических партий.
В-третьих, оторванность рядового состава от офицерского корпуса.
Солдата приучали слепо повиноваться своему начальству.
К тому же в кадровом составе и восино-профессиональпом состоянии армейского офицерского корпуса наметился очевидный дисбаланс.
В низах армии строгая дисциплина и субординация доходила до приниженности, в высших инстанциях эти важные составляющие службы становились все слабее и на самых верхах исчезали вовсе.
Сознание своей независимости и вседозволенности нередко доводило старших
чипов до унизительного обращения с младшими и заставляло последних «искать компромиссов между указаниями уставов и законов и требованиями начальства.
Вожди армии ес портили!»1.
Проведен 11ый анализ позволяет заключить, что деятельность государственных органов Российской империи по укреплению воинской дисциплины и правопорядка как один из путей повышения уровня их морального духа, строилась но следующим приоритетным направлениям: 1) повышение авторитета императора, а также с призывом хранить ему верность; 2) борьба с негативными проявлениями воинской дисциплины (дезертирство, пьянство, мародерство); 3) необходимость духовнонравственного единения солдат и офицеров; 4) использование цензурного аппарата, как средства укрепления воинской дисциплины; 5) разработка наградной политики.
Повышение авторитета императора.
В данной конкретной ситуации предусматривался комплекс мероприятий, реализуемый органами высшей »ласти, а также и органами военного управления.
Император, главной заботой которого в деле военного строительства являлся контроль именно за
169 1 Забопчковскнй П.А.
Самодержавие и Русская армия на рубеже XIX— XX столетий.

М„1973.-С.220.
[стр. 121]

выродком»5.
Не только командующие войсками, но и корпусные командиры чувствовали себя очень большими особами.
Этому способствовало то, что и тех, и других оставляли в должности до смерти или до собственной их просьбы об увольнении от должности, а в последнем случае им давали кресла в Государственном или Военном советах2.
В итоге в кадровом составе и военнопрофессиональном состоянии армейского офицерского корпуса наметился очевидный дисбаланс: в низах армии строгая дисциплина и субординация доходила до приниженности, в высших инстанциях эти важные составляющие службы становились все слабее и на самых верхах исчезали вовсе.
Сознание своей независимости и вседозволенности нередко доводило старших
чинов до самодурства или унизительного обращения с младшими и заставляло последних «искать компромиссов между указаниями уставов и законов и требованиями начальства.
Воясди армии ее портили!»3.
В-третьих, непродуманность повседневного распорядка службы офицеров.
Как правило, рабочий день армейского офицера продолжался около одиннадцати часов (включая служебные занятия и занятия с нижними чинами), и большая часть этого времени уходила на решение малозначительных вопросов армейского быта.
А.А.
Брусилов отмечал, что офицеры не делают ничего полезного: одни сознательно, другие бессознательно, инстинктивно, понимают всю бессмысленность так называемых занятий, то есть обучения нижних чинов ружейным приемам, гимнастике, словесности и т.п.
«Все это так несложно, так просто, что со всем этим легко справляются фельдфебели и унтер-офицеры, а офицер являлся в большинстве случаев просто контрольным аппаратом»4.
По1См.: Редигер А.Ф.
Указ.
соч.
Т.1.
С.428.
2Редигер А.Ф.
Указ.
соч.
Т.
1.
С.429.
3 См.: Зайончковский.
Самодержавие и Русская армия на рубеже XIX— XX столетий.

С.220.
4Брусилов А.А.
Указ.
соч.
С.8.
Аналогичные оценки весьма часто встречаются в литературе начала XX столетия (см., например: Левитский М.
Воспитание солдата /М.
Левитский // Братская помощь.
1910.
№10.
-С.22-46; Куприн А.И.
Поединок // Собр.
соч: В 9 т.
М.,1971.
Т.4.
С.203; и др.).


[стр.,131]

оритетных1.
Анализ источников и литературы позволяет заключить, что деятельность органов государственной власти и военного управления по укреплению воинской дисциплины и правопорядка как один из путей повышения уров# ня их морального духа, строилась по следующим приоритетным направлениям: повышение авторитета монарха как Державного вождя Русской армии; обеспе^ чение неукоснительного выполнения офицерством требований Кодекса чести; пропаганда почетности и важности военной службы со стороны церкви; организация контрпропаганды в условиях определенной революционизации офицерского корпуса; репрессии по отношению к неблагонадежным офицерам.
Повышение авторитета монарха как Державного вождя Русской армии.
Здесь предусматривался комплекс мероприятий, реализуемый органами высФ шей власти, а также и органами военного управления.
Император, главной заботой которого в деле военного строительства являлся контроль именно за
морально-психологическим состоянием офицерства, широко практиковал такую высокоэффективную форму подъема морального духа офицерства, как личное общение с командным составом армии.
Центральным направлением в данной ♦ связи Николай II считал решение проблемы конфликта поколений, обостренного просчетами в кадровой политике.
Увеличение дистанции между начальниками и подчиненными к началу XX столетия могло сыграть роковую для судьбы самодержавия роль еще в 1905 1907 гг.
Неслучайно, военный министр Ф А.Ф.
Редигер, оценивая поведение армии в период первой русской революции, отмечал, что «хорошо держались лишь те части, где офицеры старались быть ближе к нижним чинам и имели над ними не только власть, но и влияние»2.
’ «Если дисциплина есть воспитание, — писал видный специалист в области военного воспитания С.А.
Друцкой, — то для достижения дисциплинированности армии необходимы воспитательные средства в самом широком смысле этого слова.
На первом месте среди них должен быть поставлен личный состав воспитателей армии, то есть начальников» (Друцкой С.А.
Воинская дисциплина и способы ее улучшения в русской армии /С.А.
Друцкой // Разведчик.
1905.-№ 787.-С.874).
2 Редигер А.Ф.
Указ.
соч.
Т.
I.
С.437.
131

[Back]