рассматриваемой государственной концепции нашлось место и таким категориям, судя по анализу источников и литературы, как долг, честь, совесть, уважение, добродетель, скромность, благородство, героизм, ответственность, отечество, Родина, вера, правда и др.2. Следовательно, если исходить из современных трактовок такого сложного духовного образования как «моральный дух армии»3, то становится 36 камнем в деле воспитания войск), которые требуются войною» (Энциклопедия военных и морских наук / Под ред. Г.Д.Леера. Т.Ц СПб., 1884. С.253-254). 1Военные специалисты отмечали, что воинская честь — крайне сложное явление: Гак, В. Бацов отмечал, что воинская честь выражается в верности парю и Отечеству, в мужестве против врага и в презрении к опасности. «Это высшее духовное благо армии» (Бацов В. Беседы о воинском воспитании и боевой подготовке. Птг.. 1917. Ч. 2. С. 15). 2 См.: Энциклопедия военных и морских наук: в 8 т. / иод ред. Леера. СПб., 1883-1897. — 8 т.; Энцпкдоп. словарь: в 82 т. — СП6.3 1890-1907. 82 т.; Практическая школьная энциклопедия. М., 1912; Военно-энцнклоледичсский лексикон, издаваемый обществом военных и литераторов: в 14 т. СПб., 1852 1858. —14 т.; Военная энциклопедия: в 18 т. / под ред. К. И. Величко [и др.). СПб., 1911 -1915. 18 т.; Галкин М. С. Новый путь современного офицера / М. С. Галкин. М., 1906; Трескин Д. И. Курс военно-прикладной педагогики: дух реформы русского воен. дела / Д. И. Трескин. Киев. 1909; Левитский М. Воспитание солдат / М. Левитский // Братская помощь. —1910. Ж>9 и др. ‘’Характерно, что в современной военной науке имеется устоявшаяся дефиниция «моральный фактор в войне». Под ним подразумевается специфическая совокупность моральных, политических и психологических элементов духовных сил народа и армии, выражающих осознанное отношение к войне, желание и готовность воевать за цели и задачи справедливой войны, способность и решимость вынести вес сс самые тяжелые испытания, трудности, не утратив при этом веру и волю к борьбе и победе (см., наир.: Скпрдо М.Н. Моральный фактор в Великой Отечественной войне. М., 1959; Ильин С.К. Моральный фактор в современных войнах. М., 1979; Волкогонов Д.А. В.И. Ленин о моральном факторе в войне. М., 1970: Шалаев А.Х. Методологические вопросы анализа и оценки морального фактора армии. М., 1997; Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал российской армии. М.. 1998). В то же время, устоявшемся дефиниции “моральным дух армии’' в военной науке пока что нот. Исходя из анализа военно-научном, воснио-нсторнческой и военной научно-справочной литературы (см.: Средни Г.В., Волкогонов Д.Д., Коробейников М.Л. Человек в современной войне. Проблемы морально-психологической подготовки советских воинов. М.. 1981: Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. Материалы научно-практическом конференции. М.. 1989; Актуальные проблемы моралыю-нсихологичсского обеспечения военной безопасности страны и применения ВС, других войск, воинских формирований и органов РФ. Материалы военно-научной конференции. ГУВР ВС РФ, 23 марта 1999г. М., 1999; Духовное наследие российской армии: история 11 современность. Материалы научнопрактической конференции 23 апреля 1998 г. М., 2000: Азаров В.М., Бурда С.М. Оценка морально-психологического состояния военнослужащих // Военная мысль. 2001. №3), видимо, будет правильным полагать, что в основе дефиниции “моральный дух армии” лежит состояние сознания личного состава армии, характеризующее духовную способность и готовность вооруженных сил к действиям в соответствии со своим / |
П РИ ЛО Ж ЕН И Я Приложение 1 Некоторые дефиниции, употребляемые в диссертации Духовный потенциал — состояние общественного сознания, определяющее максимальные возможности государства (коалиции государств) по мо* билизации и организации населения на достижение политических, экономических, социальных, военных и других целей1. Корпоративизм эгоизм социальный, общинный, патриотический. Конечно, эгоизм есть причина всех зол, но также и причина всех благ2. Социальная основа военного корпоративизма состоит в закономерном характере групповой самоорганизации военнослужащих, интеграции и институциализации их интересов в системе отношений «государство общество». Духовной основой военного корпоративизма выступает ценностно-ориентационное единство военнослужащих, их самоидентификация как сообщества военных профессионалов3. Морально-психологическим состояние личного состава — качественная определенность личности, коллектива, характеризующее направленность и динамику психических процессов, межличностных отношений в воинском коллективе; выступает конкретной формой проявления и реализации духовного потенциала и морального духа армии, важной характеристикой боевых возможностей войск . Моральный дух армии. Устоявшейся дефиниции «моральный дух армии» ^ подобно дефиниции «моральный фактор в войне» в военной науке пока что нет. Видимо, будет правильным полагать, что в основе дефиниции «моральный дух армии» лежит состояние сознания личного состава армии, характеризующее духовную способность и готовность Вооруженных сил к действиям в соответствии со своим предназначением и поставленными задачами в военное и мирное время. Моральный дух армии — это также форма проявления и реализации духовного потенциала, важнейшее слагаемое боевого потенциала армии5. Ф Морально-психологическое состояние (МПС) войск представляет собой составную часть обобщенной характеристики боевой готовности личного состава Вооруженных сил, включающую в себя совокупность элементов массового (коллективного) сознания военнослужащих, сформированного под воздействием военно-политических, социальных и экономических факторов, проявляющихся в их боевой (служебной) активности и готовности к выполнению fc. ----------------------------------1См.: ВЭС. Т.1. С.360. 2 См.: Фейербах Л. Избранные философские произведения /Л. Фейербах. М., 1955. Т.2. С.830. 3 Цит. по: Вахмистров П. Социальные и духовные основы военного корф поративизма /П. Вахмистров // Воен. мысль. 2000. №5. С.43. 4 См.: Там же. С.96. 5См.: Там же. Т.2. С.96. 214 танции времени видна несостоятельность, к примеру, тезиса: «Армия — вне политики». Армия — объект государственной политики. Но нельзя допустить того, чтобы она стала субъектом политической деятельности (как это уже было в истории Отечества в 1917, 1991, 1993 гг.). Можно привести определение морального фактора в войне, которое выдвигалось учеными Военно-политической академии имени В.И. Ленина (ныне Военный университет) еще в 1989 г. Оно, по суждению соискателя, несмотря на некоторую априорную заданность, детерминированную безраздельным господством марксизма-ленинизма в большевистском его измерении в методологии исследований по общественной гуманитарной проблематике, не потеряло актуальности и в начале XXI в. Моральный фактор в войне — это «специфическая совокупность моральных, политических и психологических элементов духовных сил народа и армии, выражающих осознанное отношение к войне, желание и готовность воевать за цели и задачи справедливой войны, способность и решимость вынести все ее самые тяжелые испытания, трудности, не утратив при этом веру и волю к борьбе и победе»1. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине2. Важнейшие исторически обусловленные виды патриотизма: персонифицированный, основанный на личной преданности роду, племени, князю, дружине; религиозный; державный (государственный), особо окрепший в период петровских реформ; национальный (этнический), питающий национальную идеологию и мотивирующий объединительные усилия; классовый, сопряженный с интернациональным братством по классовому признаку (например, советский социалистический патриотизм); официальный, соединяющий идеологию, государственный строй и многонациональный народ в единое целое (теория С.С. Уварова); либерально-просвещенный, не допускающий «слепой» любви к Отечеству, требующий становления правового государства (М.М. Сперанский, Б.К. Чичерин); «нормальный» патриотизм, без надрыва и экзальтированности, как неотъемлемая часть правосознания гражданина, от1См.: Пути повышения эффективности морально-политической и психологической личного состава в подразделении, части: материалы науч.-практ. конф. М.: ВПА, 1989.-С.14. 2 Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи — будущее России /В.И. Лутовников. М., 1999. С.9. |