Проверяемый текст
Диривянкин, Сергей Михайлович; Моральный дух офицеров Российской армии и его укрепление: исторический опыт, уроки (Диссертация 2005)
[стр. 36]

рассматриваемой государственной концепции нашлось место и таким категориям, судя по анализу источников и литературы, как долг, честь, совесть, уважение, добродетель, скромность, благородство, героизм, ответственность, отечество, Родина, вера, правда и др.2.
Следовательно, если исходить из современных трактовок такого сложного духовного образования как «моральный дух армии»3, то становится 36 камнем в деле воспитания войск), которые требуются войною» (Энциклопедия военных и морских наук / Под ред.
Г.Д.Леера.
Т.Ц СПб., 1884.
С.253-254).
1Военные специалисты отмечали, что воинская честь — крайне сложное явление: Гак, В.
Бацов отмечал, что воинская честь выражается в верности парю и Отечеству, в мужестве против врага и в презрении к опасности.
«Это высшее духовное благо армии» (Бацов В.
Беседы о воинском воспитании и боевой подготовке.
Птг..
1917.
Ч.
2.
С.
15).
2 См.: Энциклопедия военных и морских наук: в 8 т.
/ иод ред.
Леера.
СПб., 1883-1897.
— 8 т.; Энцпкдоп.
словарь: в 82 т.
— СП6.3 1890-1907.
82 т.; Практическая школьная энциклопедия.
М., 1912; Военно-энцнклоледичсский лексикон, издаваемый обществом военных и литераторов: в 14 т.
СПб., 1852 1858.
—14 т.; Военная энциклопедия: в 18 т.
/ под ред.
К.
И.
Величко [и др.).
СПб., 1911 -1915.
18 т.; Галкин М.
С.
Новый путь современного офицера / М.
С.
Галкин.
М., 1906; Трескин Д.
И.
Курс военно-прикладной педагогики: дух реформы русского воен.
дела / Д.
И.
Трескин.
Киев.
1909; Левитский М.
Воспитание солдат / М.
Левитский // Братская помощь.
—1910.
Ж>9 и др.
‘’Характерно, что в современной военной науке имеется устоявшаяся дефиниция «моральный фактор в войне».
Под ним подразумевается специфическая совокупность моральных, политических и психологических элементов духовных сил народа и армии, выражающих осознанное отношение к войне, желание и готовность воевать за цели и задачи справедливой войны, способность и решимость вынести вес сс самые тяжелые испытания, трудности, не утратив при этом веру и волю к борьбе и победе (см., наир.: Скпрдо М.Н.
Моральный фактор в Великой Отечественной войне.
М., 1959; Ильин С.К.
Моральный фактор в современных войнах.
М., 1979; Волкогонов Д.А.
В.И.
Ленин о моральном факторе в войне.
М., 1970: Шалаев А.Х.
Методологические вопросы анализа и оценки морального фактора армии.
М., 1997; Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал российской армии.
М..
1998).
В то же время, устоявшемся дефиниции “моральным дух армии’' в военной науке пока что нот.
Исходя из анализа военно-научном, воснио-нсторнческой и военной научно-справочной литературы (см.: Средни Г.В., Волкогонов Д.Д., Коробейников М.Л.
Человек в современной войне.
Проблемы морально-психологической подготовки советских воинов.
М..
1981: Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части.
Материалы
научно-практическом конференции.
М..
1989; Актуальные проблемы моралыю-нсихологичсского обеспечения военной безопасности страны и применения ВС, других войск, воинских формирований и органов РФ.
Материалы военно-научной конференции.
ГУВР ВС РФ, 23 марта 1999г.
М., 1999; Духовное наследие российской армии: история 11 современность.
Материалы научнопрактической конференции 23 апреля 1998 г.
М., 2000: Азаров В.М., Бурда С.М.
Оценка морально-психологического состояния военнослужащих // Военная мысль.
2001.
№3), видимо, будет правильным полагать, что в основе дефиниции “моральный дух армии” лежит состояние сознания личного состава армии, характеризующее духовную способность и готовность вооруженных сил к действиям в соответствии со своим /
[стр. 214]

П РИ ЛО Ж ЕН И Я Приложение 1 Некоторые дефиниции, употребляемые в диссертации Духовный потенциал — состояние общественного сознания, определяющее максимальные возможности государства (коалиции государств) по мо* билизации и организации населения на достижение политических, экономических, социальных, военных и других целей1.
Корпоративизм эгоизм социальный, общинный, патриотический.
Конечно, эгоизм есть причина всех зол, но также и причина всех благ2.
Социальная основа военного корпоративизма состоит в закономерном характере групповой самоорганизации военнослужащих, интеграции и институциализации их интересов в системе отношений «государство общество».
Духовной основой военного корпоративизма выступает ценностно-ориентационное единство военнослужащих, их самоидентификация как сообщества военных профессионалов3.
Морально-психологическим состояние личного состава — качественная определенность личности, коллектива, характеризующее направленность и динамику психических процессов, межличностных отношений в воинском коллективе; выступает конкретной формой проявления и реализации духовного потенциала и морального духа армии, важной характеристикой боевых возможностей войск .
Моральный дух армии.
Устоявшейся дефиниции «моральный дух армии» ^ подобно дефиниции «моральный фактор в войне» в военной науке пока что нет.
Видимо, будет правильным полагать, что в основе дефиниции
«моральный дух армии» лежит состояние сознания личного состава армии, характеризующее духовную способность и готовность Вооруженных сил к действиям в соответствии со своим предназначением и поставленными задачами в военное и мирное время.
Моральный дух армии — это также форма проявления и реализации духовного потенциала, важнейшее слагаемое боевого потенциала армии5.
Ф Морально-психологическое состояние (МПС) войск представляет собой составную часть обобщенной характеристики боевой готовности личного состава Вооруженных сил, включающую в себя совокупность элементов массового (коллективного) сознания военнослужащих, сформированного под воздействием военно-политических, социальных и экономических факторов, проявляющихся в их боевой (служебной) активности и готовности к выполнению fc.
----------------------------------1См.: ВЭС.
Т.1.
С.360.
2 См.: Фейербах Л.
Избранные философские произведения /Л.
Фейербах.
М., 1955.
Т.2.
С.830.
3 Цит.
по: Вахмистров П.
Социальные и духовные основы военного корф поративизма /П.
Вахмистров // Воен.
мысль.
2000.
№5.
С.43.
4 См.: Там же.
С.96.
5См.: Там же.
Т.2.
С.96.
214

[стр.,216]

танции времени видна несостоятельность, к примеру, тезиса: «Армия — вне политики».
Армия — объект государственной политики.
Но нельзя допустить того, чтобы она стала субъектом политической деятельности (как это уже было в истории Отечества в 1917, 1991, 1993 гг.).
Можно привести определение морального фактора в войне, которое выдвигалось учеными Военно-политической академии имени В.И.
Ленина (ныне Военный университет) еще в 1989 г.
Оно, по суждению соискателя, несмотря на некоторую априорную заданность, детерминированную безраздельным господством марксизма-ленинизма в большевистском его измерении в методологии исследований по общественной гуманитарной проблематике, не потеряло актуальности и в начале XXI в.
Моральный фактор в войне — это «специфическая совокупность моральных, политических и психологических элементов духовных сил народа и армии, выражающих осознанное отношение к войне, желание и готовность воевать за цели и задачи справедливой войны, способность и решимость вынести все ее самые тяжелые испытания, трудности, не утратив при этом веру и волю к борьбе и победе»1.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине2.
Важнейшие исторически обусловленные виды патриотизма: персонифицированный, основанный на личной преданности роду, племени, князю, дружине; религиозный; державный (государственный), особо окрепший в период петровских реформ; национальный (этнический), питающий национальную идеологию и мотивирующий объединительные усилия; классовый, сопряженный с интернациональным братством по классовому признаку (например, советский социалистический патриотизм); официальный, соединяющий идеологию, государственный строй и многонациональный народ в единое целое (теория С.С.
Уварова); либерально-просвещенный, не допускающий «слепой» любви к Отечеству, требующий становления правового государства (М.М.
Сперанский, Б.К.
Чичерин); «нормальный» патриотизм, без надрыва и экзальтированности, как неотъемлемая часть правосознания гражданина, от1См.: Пути повышения эффективности морально-политической и психологической личного состава в подразделении, части: материалы науч.-практ.
конф.
М.: ВПА, 1989.-С.14.
2 Лутовинов В.И.
В патриотизме молодежи — будущее России /В.И.
Лутовников.
М., 1999.
С.9.

[Back]