Проверяемый текст
Диривянкин, Сергей Михайлович; Моральный дух офицеров Российской армии и его укрепление: исторический опыт, уроки (Диссертация 2005)
[стр. 48]

защиты государства.
В то же время, православное духовенство рассматривает войну как Божие наказание нам за многочисленные грехи наши .
Высшим нравственным принципом поведения воина и основным мотивом его боевой активности провозглашалось чувство долга
и преданности Дарю.
Русская православная церковь органично сочетала идеи патриотизма, самодержавия и религиозные ценности и интегрировала их в систему моральных ценностей и ориентиров для укрепления морального духа армии.
Именно религиозные идеи и ценности являлись важнейшим элементом в концепции укрепления морального духа армии.
Церковь всячески про1гаг-андировала (в печати и иидивидуальиых беседах) нравственные добродетели русского воина, среди которых важнейшие места занимали: преданность Государю императору и осознание жертвенности воинской профессии.
В одной из инструкций благочинным священникам, отмечалось: «Главная задача военных пастырей, проповедуя Слово Божие перед военными людьми, наставлять их в неизменных обязанностях воина: в благочестии, беспредельной верности государю, повиновения начальству и усердии к службе»2.
Ыа первое место среди многих задач, решаемых духовенством выступало стремление воспитать в русском воине духовнонравственные силы, сделать его человеком, проникнутым религиозным настроением, исполняющим свои обязанности не из-за страха угроз и наказания, а но совести и глубокому убеждению в святости своего долга.
Рассматривая триаду ценностей в теории официальной народности с современных позиций, можно говорить с одной стороны о наличии в ней архаизма и ретроспективное ги.
С другой стороны, данная теория явилась консолидирующим фактором в сплочении личного состава армии на основе идей патриотизма, религиозных и моральных ценностей, чем и укреплялся их моральный дух.
Данные особенности сказались на формировании 48 1КоIков В.М.
Военное духовенство России.
/ В.М.
Котков.
С116.
2003.
С.66.
Столетие военною министерства 1802 — 1902.
Управление церквами п православным духовенством военного ведомства.
С! 16.
1902.
С.22.
[стр. 49]

Характерно, что церковная идеология в системе укрепления морального духа армейского офицерства очень органично трактовала милитаристские и монархические ценности в религиозном ключе.
Несмотря на христианский пацифизм, РПЦ, выполняя государственный заказ, признавало за монархом наличие морального права восстановления мира или прекращения агрессии военными средствами.
Соответственно, именно на самодержце лежит тяжкое бремя сделать трагичный, но допустимый выбор между миром и войной.
Подчеркнем, что православное богословие, в лице высших церковных иерархов, разделяло все войны на справедливые и несправедливые, развязанные из самолюбия правителей, гордыни и корыстолюбия, а также других приземленных целей.
Целью справедливых войн являлась «защита святости христовой веры, духовного бытия народа и истинных прав человечества от угнетения грубым насилием»1.
Оценивая войну не только как несчастье, но и как вечную спутницу греховного человечества, церковь подчеркивала ее позитивное значение в качестве школы нравственного очищения, так как она освобождает человека от эгоизма и умственного застоя и служит интересам защиты государства.
Высшим нравственным принципом поведения воина и основным мотивом его боевой активности провозглашалось чувство долга
к Царю.
При этом следует особо подчеркнуть, что РПЦ весьма органично интегрировала идеи монархизма, патриотизма и, следовательно, высокого уровня морального духа в комплекс моральных ориентиров русского офицерства.
Религиозные ценности стали структурообразующим звеном всей концепции укрепления морального духа корпуса армейских офицеров: священнослужители идеологически освящали перечень добродетелей русского воина, среди которых важнейшие места занимали преданность Государю и осознание жертвенности воинской профессии.
Показательны в данной связи «Десять военных заповедей офицера русской армии», где первые три места отводятся таким из них: 1 Иннокентий.
Война и христолюбивые воины // ВВД.
1908.
№ 11.
С.339.

[Back]