традиций нашего воинства. Согласно воспоминаниям B.C. Трубецкого, шгапдарту оказывали особые понести: ему присягали молодые офицеры, ему отдавали честь, становясь во фронт, даже генералы; вблизи штандарта никто не смел, произнести ругательства или скверного слова. «В полковом строю штандарт встречали особой музыкой и при его появлении брали «па караул», обнажая холодное оружие и салютуя им» . Известный военный педагог и воспитатель генерал М.И. Драгомиров понимал знамя как драгоценнейшую воинскую реликвию, как символ духовного единства людей, lío его мнению, вес может умереть для войсковой жизни, но неизменными и вечными останутся «дух и знамя его вещественный представитель»2. Таким образом, согласно взглядам М.И. Драгомирова знамя является практическим носителем морального духа и способствующим его подъему в боевых условиях. Проблема роли знамени в качестве практического носителя способствующего укреплению морального духа в боевых условиях является открытой. Соискатель не согласен с точкой зрения С.М. Диривянкина, по которой следует, что в реальной боевой обстановке штандарты играли значительно меньшую роль в укреплении патриотического духа3. Именно знамя наряду с музыкой являлось символом наступления и воодушевления войск. В качестве примера можно привести Тюрсичсиский бой 18 апреля 1904 г. в Русско-японскую войну 1904-1905 гг. 11 восточно-сибирский стрелковый полк со знаменем и музыкой пошел в атаку и вырвался из окружения4. Следовательно, боевое знамя как символ Отечества было важным элементом воинских ритуалов, также являлось одним из элементов укрепления морального духа в боевой обстановке. К тому же оставление 50 *Трубецкой B.C. Записки кирасира. / B.C. Трубецкой. М.Л 491 С. 105. 3 11аслужбе Отечесту. М., 1998. С. 115. Диривянкин С.М. Моральный дух офицеров российской армии и его укрепление: исчоривеский опыт, уроки ( 1900 —август 1914 iг.): дис ... канд. ист. наук / С.М. Диривянкин. М., 2006. С.51. 1РГВИА. Ф. 487. On. 1. Д. 140. Л.7об. |
Между тем, подобное не дает оснований делать далеко идущие выводы об отсутствии патриотизма у армейских офицеров. Непрофессиональные, нерадивые и нечистоплотные в моральном отношении офицеры были, есть и. видимо. будут при любом политическом режиме. Здесь проявляется диалектика процессов формирования нравственного облика офицера и как личности, и как члена воинского коллектива. Сложная проблема в данном контексте — отношение офицерства к Боевому Знамени (штандарту) полка. Известно, что оно являлось символом Родины. Боевое Знамя — «священная хоругвь», которую обязан был чтить каждый военнослужащий. По воспоминаниям B.C. Трубецкого, штандарту оказывали особые почести: ему присягали молодые офицеры, ему отдавали честь, становясь во фронт, даже генералы; вблизи штандарта никто не смел произнести ругательства или скверного слова. «В полковом строю штандарт встречали особой музыкой и при его появлении брали «на караул», обнажая холодное оружие и салютуя им»1. А.И. Деникин также отмечал искренний интерес офицеров к историческим боевым знамёнам своего пехотного Архангелогородского полка с более чем 200-летней историей2. Вместе с тем в реальной боевой обстановке штандарты играли значительно меньшую роль в укреплении патриотического духа. А.А. Игнатьев вспоминал, что как-то на досуге во время Русско-японской войны молодые офицерыгенштабисты подсчитали, что в мукденском сражении, где так недоставало пополнений, на охрану только одних полковых знамён была затрачена чуть ли не целая дивизия! «А не упразднить ли совсем эти священные хоругви? — рассуждали вольнодумные генштабисты, — ведь в современном бою они развертываются только под пером талантливых писателей или под кистью художников, рисующих батальные картины»3. Для исследуемого периода весьма симптоматично, что даже сам генерал М.Д. Скобелев, неоднократно и эффективно ис’Трубецкой B.C. Записки кирасира / B.C. Трубецкой. М., 1991. С. 105. 2См.: Деникин А.И. Путь русского офицера. С. 212. 3Игнатьев А.А. Указ. соч. С. 243. |