исключительностью поступков; вторые —связывают героизм с готовностью самопожертвования во имя идеи; третьи с высшей мерой самоотверженности в выполнении человеком своего долга1. Общее у всех точек зрения па сущность героизма одно. Оно заключается в представлении героизма как сложного социального, морального и психологического феномена, где па разных этапах выходит на первый план то одна, то другая сторона. Воинский героизм —«эго высшая форма проявления боевой активности и моральной ответственности в вооруженной борьбе, когда личность, воинский коллектив совершают самоотверженные действия, выходящие за повседневные нормы поведения»2. Героизм, если рассматривать с различных позиций это высшее проявление моральной свободы человека. В моральном смысле воинский героизм означает, что воин сознагелыю возлагает па себя ответственность большую, чем этого требует исполнение официального Iфиказа. Во-первых, 1юдвиг осуществляет фун кдию морального героического примера —творцы подвига не только зовут за собой однополчан и товарищей, по и предлагаю г им готовую форму героической деятельности. Во-вторых, героический компонент и его составляющие предлагают конкретные моральные средства для разрешения противоречий. Консерватизм политики государства в сфере подготовки военных кадров находил объективное выражение в консерватизме воинских ритуалов, среди которых необходимо особо отмстить следующие: вручение боевого знамени; награждение боевыми наградами; отдание воинской чести; парады; принятие воинской присяги; присвоение офицерского звания; разводы и смена караулов: ритуал посвящения в офицеры; строевые смотры войск; торжественные марши войск; торжественные богослужения. 56 5Ьолес подробно см.: Волкогонок Д.А. Феномен героизма. М.,1985. С.2-32. " Волкогопов Д.А. Феномен героизма. М., 1985. С. 187. |
од в армии сохранилась традиция приносить клятву на верность императору, но не Отечеству1. Основными же чертами содержания ритуала приведения к присяге являлись религиозность фразеологии, а также высокая степень персонификации клятвы. Последнее обусловливалось статусом царя как символа и олицетворения национально-патриотической идеи: «верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови Государю-Императору и Всероссийского Престола Наследнику»2. Консерватизм политики государства в сфере подготовки офицерских кадров находил объективное выражение в консерватизме воинских ритуалов, среди которых соискатель считает необходимым особо отметить следующие: вручение боевого знамени; захоронение погибших воинов; награждение боевыми наградами; отдание воинской чести; парады; принятие воинской присяги; присвоение офицерского звания; разводы и смена караулов; ритуал посвящения в офицеры; строевые смотры войск; торжественные марши войск; торжественные богослужения. Цель таких ритуалов — обеспечить преемственность армейских традиций и формирование корпоративизма на основе ценностно-ориентационного единства. Важность ритуальной практики подчеркивалась участием в подобных мероприятиях членов царствующей фамилии, а также священнослужителей. Следует особенно подчеркнуть, что самодержцы во все времена осознавали значимость ритуалов в деле поддержания величия монархии и старались 1 Идея служения именно царю как главе государства и как конкретном лицу (вступление на престол очередного монарха предполагало повторное приведение к присяге) была сформулирована еще Петром I в «Уставе воинском» и «Артикуле с кратким толкованием»: «Я обещаю всемогущим Богом служить всепресветлейшему нашему царю-государю верно и послушно» (цит. по: Кузнецов А.И. Присяга — клятва русских воинов IX VIII вв. /А.Н. Кузнецов. М., 1996. С.28). Указ Петра Великого от 28 февраля 1720 года гласил: «Священный долг каждого служащего есть предостерегать и охранять, по крайнему разумению, силе и возможности, к Высокому Императорского Величества самодержавию, силе и власти принадлежащие права и преимущества» (Свод военных постановлений 1869 г.: В 23 кн. СПб., 1869 1917. Кн.7, Ст.13). 2Свод военных постановлений 1869 г. Ки.6: Прил. к ст.34. |