Проверяемый текст
Диривянкин, Сергей Михайлович; Моральный дух офицеров Российской армии и его укрепление: исторический опыт, уроки (Диссертация 2005)
[стр. 56]

исключительностью поступков; вторые —связывают героизм с готовностью самопожертвования во имя идеи; третьи с высшей мерой самоотверженности в выполнении человеком своего долга1.
Общее у всех точек зрения па сущность героизма одно.
Оно заключается в представлении героизма как сложного социального, морального и психологического феномена, где па разных этапах выходит на первый план то одна, то другая сторона.
Воинский героизм —«эго высшая форма проявления боевой активности и моральной ответственности в вооруженной борьбе, когда личность, воинский коллектив совершают самоотверженные действия, выходящие за повседневные нормы поведения»2.
Героизм, если рассматривать с различных позиций это высшее проявление моральной свободы человека.
В моральном смысле воинский героизм означает, что воин сознагелыю возлагает па себя ответственность большую, чем этого требует исполнение официального Iфиказа.
Во-первых, 1юдвиг осуществляет фун кдию морального героического примера —творцы подвига не только зовут за собой однополчан и товарищей, по и предлагаю г им готовую форму героической деятельности.
Во-вторых, героический компонент и его составляющие предлагают конкретные моральные средства для разрешения противоречий.
Консерватизм политики государства в сфере подготовки
военных кадров находил объективное выражение в консерватизме воинских ритуалов, среди которых необходимо особо отмстить следующие: вручение боевого знамени; награждение боевыми наградами; отдание воинской чести; парады; принятие воинской присяги; присвоение офицерского звания; разводы и смена караулов: ритуал посвящения в офицеры; строевые смотры войск; торжественные марши войск; торжественные богослужения.
56 5Ьолес подробно см.: Волкогонок Д.А.
Феномен героизма.
М.,1985.
С.2-32.
" Волкогопов Д.А.
Феномен героизма.
М., 1985.
С.
187.
[стр. 53]

од в армии сохранилась традиция приносить клятву на верность императору, но не Отечеству1.
Основными же чертами содержания ритуала приведения к присяге являлись религиозность фразеологии, а также высокая степень персонификации клятвы.
Последнее обусловливалось статусом царя как символа и олицетворения национально-патриотической идеи: «верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови Государю-Императору и Всероссийского Престола Наследнику»2.
Консерватизм политики государства в сфере подготовки
офицерских кадров находил объективное выражение в консерватизме воинских ритуалов, среди которых соискатель считает необходимым особо отметить следующие: вручение боевого знамени; захоронение погибших воинов; награждение боевыми наградами; отдание воинской чести; парады; принятие воинской присяги; присвоение офицерского звания; разводы и смена караулов; ритуал посвящения в офицеры; строевые смотры войск; торжественные марши войск; торжественные богослужения.
Цель таких ритуалов — обеспечить преемственность армейских традиций и формирование корпоративизма на основе ценностно-ориентационного единства.
Важность ритуальной практики подчеркивалась участием в подобных мероприятиях членов царствующей фамилии, а также священнослужителей.
Следует особенно подчеркнуть, что самодержцы во все времена осознавали значимость ритуалов в деле поддержания величия монархии и старались 1 Идея служения именно царю как главе государства и как конкретном лицу (вступление на престол очередного монарха предполагало повторное приведение к присяге) была сформулирована еще Петром I в «Уставе воинском» и «Артикуле с кратким толкованием»: «Я обещаю всемогущим Богом служить всепресветлейшему нашему царю-государю верно и послушно» (цит.
по: Кузнецов А.И.
Присяга — клятва русских воинов IX VIII вв.
/А.Н.
Кузнецов.
М., 1996.
С.28).
Указ Петра Великого от 28 февраля 1720 года гласил: «Священный долг каждого служащего есть предостерегать и охранять, по крайнему разумению, силе и возможности, к Высокому Императорского Величества самодержавию, силе и власти принадлежащие права и преимущества» (Свод военных постановлений 1869 г.: В 23 кн.
СПб., 1869 1917.
Кн.7, Ст.13).
2Свод военных постановлений 1869 г.
Ки.6: Прил.
к ст.34.

[Back]