Цель таких ритуалов — обеспечить преемственность армейских традиций и формирование корпоративизма на основе ценностноориентационного единства. Г1о свидетельству документов государственного протокола важность ритуальной практики подчеркивалась участием в подобных мероприятиях членов царской семьи, их родственников, а также священнослужителей. Следует подчеркнуть, что самодержцы во все времена осознавали значимость ритуалов ,в деле поддержания величия монархии и старались сделать их как можно более запоминающимися и впечатляющими. Власть также заботилась об участии в таких событиях представителей высшего духовенства, так как церковь духовно санкционировала политику царизма в области идеологической подготовки военнослужащих1. Исходя из анализа источников и литературы2, предполагается, что церковные парады имели большое воспитательное значение. Они не могли не воздействовать па личный состав своей строгостью, красочностью, музыкальностью и в то же время простотою, личной сопричастностью к происходящему действу, к чему-то вечному, светлому, доброму, к истории своих предков. Церковные парады, как правило, были посвящены именно великим событиям в истории государства, армии и веры, носили ярко выраженный патриотический характер. Одним из важных вопросов в сфере духовно-нравственного воспитания военнослужащих явился вопрос об упорядочении системы праздников в армии. Согласно приложению 4 к статье 101 «Правил для парадов и церемоний», утвержденных 22 июня 1902 года, число праздничных дней как сакрального, гак и торжественно-величавого характера составило 91, таким 1ГЛРФ. Ф.679. Оп.1. Д.80. Л. 1-8. Свод правил о смотрах и парадах больших отрядов войск.СПб.; Военная типография, 1872.; Правила для парадов и церемоний. СПб: Военная типография, 1902.; Байдаков Д.В. Православное духовенство Русской армии и флота (2-я половина XIX — начало XX вв.): ди с.... канд. ист. наук /А.Б. Байдаков. М., 1995. |
од в армии сохранилась традиция приносить клятву на верность императору, но не Отечеству1. Основными же чертами содержания ритуала приведения к присяге являлись религиозность фразеологии, а также высокая степень персонификации клятвы. Последнее обусловливалось статусом царя как символа и олицетворения национально-патриотической идеи: «верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови Государю-Императору и Всероссийского Престола Наследнику»2. Консерватизм политики государства в сфере подготовки офицерских кадров находил объективное выражение в консерватизме воинских ритуалов, среди которых соискатель считает необходимым особо отметить следующие: вручение боевого знамени; захоронение погибших воинов; награждение боевыми наградами; отдание воинской чести; парады; принятие воинской присяги; присвоение офицерского звания; разводы и смена караулов; ритуал посвящения в офицеры; строевые смотры войск; торжественные марши войск; торжественные богослужения. Цель таких ритуалов — обеспечить преемственность армейских традиций и формирование корпоративизма на основе ценностно-ориентационного единства. Важность ритуальной практики подчеркивалась участием в подобных мероприятиях членов царствующей фамилии, а также священнослужителей. Следует особенно подчеркнуть, что самодержцы во все времена осознавали значимость ритуалов в деле поддержания величия монархии и старались 1 Идея служения именно царю как главе государства и как конкретном лицу (вступление на престол очередного монарха предполагало повторное приведение к присяге) была сформулирована еще Петром I в «Уставе воинском» и «Артикуле с кратким толкованием»: «Я обещаю всемогущим Богом служить всепресветлейшему нашему царю-государю верно и послушно» (цит. по: Кузнецов А.И. Присяга — клятва русских воинов IX VIII вв. /А.Н. Кузнецов. М., 1996. С.28). Указ Петра Великого от 28 февраля 1720 года гласил: «Священный долг каждого служащего есть предостерегать и охранять, по крайнему разумению, силе и возможности, к Высокому Императорского Величества самодержавию, силе и власти принадлежащие права и преимущества» (Свод военных постановлений 1869 г.: В 23 кн. СПб., 1869 1917. Кн.7, Ст.13). 2Свод военных постановлений 1869 г. Ки.6: Прил. к ст.34. сделать их как можно более запоминающимися и впечатляющими. Например, особой помпезностью отличались траурные церемонии погребения российских императоров, подчеркивающие особые заслуги умерших перед государством и армией. С исключительной торжественностью обставлялись парады в присутствии царя, а также церемонии награждения героев государственными наградами. Власть также заботилась об участии в таких событиях представителей высшего духовенства, так как церковь духовно санкционировала политику царизма в области идеологической подготовки военнослужащих. Причем присутствие священников было обязательно при приведении к присяге, освящении полковых знамен и закладке памятников; в докладах военных аналитиков конца XIX начала XX столетия не раз указывалось, что армейские и церковные ритуалы последовательно и настойчиво пропагандировали религиозные и патриотические идеи и формировали мировоззрение воинов. Как свидетельствуют архивные документы о правилах государственного протокола, с особой помпезностью традиционно проходили траурные церемонии погребения российских императоров, призванные подчеркнуть величие монархии и заслуги умерших перед государством и Русской армией1. Грандиозный размах ритуалов нередко подавлял чувство собственного достоинства и в огромной мере был призван формировать у присутствующих офицеров верноподданнические настроения. Следовательно, в практике дореволюционной России идея и ценность патриотизма ассоциировалась с идеей и ценностью служения «Его Императорскому Величеству своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю-Императору»2. Незыблемость монархических ценностей, таким образом, сравнивалась с непогрешимостью текстов Священного Писания. Логика морали и мировоззрения армейского офицерства практически отождествляла монархические и патриотические идеалы. Действовавшая в войсках воспитательная система, начиная с учебных заведений и заканчивая армейскими 1ГАРФ. Ф.679. Оп.1. Д.80. Л. 1-8. 2Игнатьев А.А. Указ. соч. С. 143. |