Проверяемый текст
Диривянкин, Сергей Михайлович; Моральный дух офицеров Российской армии и его укрепление: исторический опыт, уроки (Диссертация 2005)
[стр. 57]

Цель таких ритуалов — обеспечить преемственность армейских традиций и формирование корпоративизма на основе ценностноориентационного единства.
Г1о свидетельству документов государственного протокола важность ритуальной практики подчеркивалась участием в подобных мероприятиях членов царской семьи, их родственников, а также священнослужителей.
Следует
подчеркнуть, что самодержцы во все времена осознавали значимость ритуалов ,в деле поддержания величия монархии и старались сделать их как можно более запоминающимися и впечатляющими.
Власть также заботилась об участии в таких событиях представителей высшего духовенства, так как церковь духовно санкционировала политику царизма в области идеологической подготовки военнослужащих1.

Исходя из анализа источников и литературы2, предполагается, что церковные парады имели большое воспитательное значение.
Они не могли не воздействовать па личный состав своей строгостью, красочностью, музыкальностью и в то же время простотою, личной сопричастностью к происходящему действу, к чему-то вечному, светлому, доброму, к истории своих предков.
Церковные парады, как правило, были посвящены именно великим событиям в истории государства, армии и веры, носили ярко выраженный патриотический характер.
Одним из важных вопросов в сфере духовно-нравственного воспитания военнослужащих явился вопрос об упорядочении системы праздников в армии.
Согласно приложению 4 к статье 101 «Правил для парадов и церемоний», утвержденных 22 июня 1902 года, число праздничных дней как сакрального, гак и торжественно-величавого характера составило 91, таким 1ГЛРФ.
Ф.679.
Оп.1.
Д.80.
Л.
1-8.
Свод правил о смотрах и парадах больших отрядов войск.СПб.; Военная типография, 1872.; Правила для парадов и церемоний.
СПб: Военная типография, 1902.; Байдаков Д.В.
Православное духовенство Русской армии и флота (2-я половина XIX — начало XX вв.): ди с....
канд.
ист.
наук /А.Б.
Байдаков.
М., 1995.
[стр. 53]

од в армии сохранилась традиция приносить клятву на верность императору, но не Отечеству1.
Основными же чертами содержания ритуала приведения к присяге являлись религиозность фразеологии, а также высокая степень персонификации клятвы.
Последнее обусловливалось статусом царя как символа и олицетворения национально-патриотической идеи: «верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови Государю-Императору и Всероссийского Престола Наследнику»2.
Консерватизм политики государства в сфере подготовки офицерских кадров находил объективное выражение в консерватизме воинских ритуалов, среди которых соискатель считает необходимым особо отметить следующие: вручение боевого знамени; захоронение погибших воинов; награждение боевыми наградами; отдание воинской чести; парады; принятие воинской присяги; присвоение офицерского звания; разводы и смена караулов; ритуал посвящения в офицеры; строевые смотры войск; торжественные марши войск; торжественные богослужения.
Цель таких ритуалов — обеспечить преемственность армейских традиций и формирование корпоративизма на основе ценностно-ориентационного единства.

Важность ритуальной практики подчеркивалась участием в подобных мероприятиях членов
царствующей фамилии, а также священнослужителей.
Следует
особенно подчеркнуть, что самодержцы во все времена осознавали значимость ритуалов в деле поддержания величия монархии и старались 1 Идея служения именно царю как главе государства и как конкретном лицу (вступление на престол очередного монарха предполагало повторное приведение к присяге) была сформулирована еще Петром I в «Уставе воинском» и «Артикуле с кратким толкованием»: «Я обещаю всемогущим Богом служить всепресветлейшему нашему царю-государю верно и послушно» (цит.
по: Кузнецов А.И.
Присяга — клятва русских воинов IX VIII вв.
/А.Н.
Кузнецов.
М., 1996.
С.28).
Указ Петра Великого от 28 февраля 1720 года гласил: «Священный долг каждого служащего есть предостерегать и охранять, по крайнему разумению, силе и возможности, к Высокому Императорского Величества самодержавию, силе и власти принадлежащие права и преимущества» (Свод военных постановлений 1869 г.: В 23 кн.
СПб., 1869 1917.
Кн.7, Ст.13).
2Свод военных постановлений 1869 г.
Ки.6: Прил.
к ст.34.


[стр.,54]

сделать их как можно более запоминающимися и впечатляющими.
Например, особой помпезностью отличались траурные церемонии погребения российских императоров, подчеркивающие особые заслуги умерших перед государством и армией.
С исключительной торжественностью обставлялись парады в присутствии царя, а также церемонии награждения героев государственными наградами.
Власть также заботилась об участии в таких событиях представителей высшего духовенства, так как церковь духовно санкционировала политику царизма в области идеологической подготовки военнослужащих.

Причем присутствие священников было обязательно при приведении к присяге, освящении полковых знамен и закладке памятников; в докладах военных аналитиков конца XIX начала XX столетия не раз указывалось, что армейские и церковные ритуалы последовательно и настойчиво пропагандировали религиозные и патриотические идеи и формировали мировоззрение воинов.
Как свидетельствуют архивные документы о правилах государственного протокола, с особой помпезностью традиционно проходили траурные церемонии погребения российских императоров, призванные подчеркнуть величие монархии и заслуги умерших перед государством и Русской армией1.
Грандиозный размах ритуалов нередко подавлял чувство собственного достоинства и в огромной мере был призван формировать у присутствующих офицеров верноподданнические настроения.
Следовательно, в практике дореволюционной России идея и ценность патриотизма ассоциировалась с идеей и ценностью служения «Его Императорскому Величеству своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю-Императору»2.
Незыблемость монархических ценностей, таким образом, сравнивалась с непогрешимостью текстов Священного Писания.
Логика морали и мировоззрения армейского офицерства практически отождествляла монархические и патриотические идеалы.
Действовавшая в войсках воспитательная система, начиная с учебных заведений и заканчивая армейскими 1ГАРФ.
Ф.679.
Оп.1.
Д.80.
Л.
1-8.
2Игнатьев А.А.
Указ.
соч.
С.
143.

[Back]