Проверяемый текст
Диривянкин, Сергей Михайлович; Моральный дух офицеров Российской армии и его укрепление: исторический опыт, уроки (Диссертация 2005)
[стр. 63]

осуществлялось в соответствии с принципами непрерывности и планомерности, с учетом возраста и особенностей развития воспитании ков .
Анализ литературы показывает, что процесс нравственного и патриотического воспитания будущих офицеров начинался с детства .
Кроме того, судя но мемуарам нравственные догмы которые им внушались, были религиозными догмами.
Качества, необходимые будущему офицеру, формировались в ссмьс.
«Как только начинает говорить, его учат военной молитве за царя и образ Государя.
Он засыпает под звуки военной зари, слушает солдатские песни.
Учения, маневры, стрельбы —все это становится для него близким и родным»".
Все это лежало в основе системы военного воспитания в России, и кадетские корпуса пополнялись в большинстве за счет офицерских сыновей.
Как показывает анализ отчетов начальников военно-учебных заведений, дети старались поступить в те учебные заведения, которые с отличием закончили их родственники-офицеры, а, посчуиив — старались как можно лучше учиться, дабы не уронить честь фамилии1.
11овышенное внимание государство уделяло сохранению традиций и формированию исторической и духовной преемственности поколений подтверждением чему служат приказы о занесении на мраморные доски фамилий юнкеров, с отличием окончивших училища'.
Государственный подход к проблеме формирования и укрепления офицерского корпуса (в том числе и в деле повышения уровня его патриотизма) прослеживается и в таких объективных проявлениях, как структура и организация военного образования, действовавшая в России в исследуемый исторический период.
Двухступенчатая система подготовки офицеров (сначала кадетские корпуса, военные гимназии и прогимназии, а
1РГВИА.
Ф.725.
Оп.23.
К.454.
Д.71.
Л.
140.
Алпатов И.И.
Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе ишерпагского шна.
/ Н.И.
Алпатов.
М..
1958.; Деникин А.И.
Путь русского офицера.
С.
104-120; Игнатьев
A.A.
Указ.
соч.
С.22.; Редпгср А.Ф.
Указ.
соч.
Т.
1.
С.5-24; и др.
5Бутовский И.Д.
Очерки современного офицерского быта.
CI (б.
1899.
С.
27.
'[ РГВИА.
Ф.725.
Ои.З.
Д.
133.
Л .5.6; Он.48.
Д.336.
Л.98,100.
5Шапошников Б.М.
Воспоминания.
М..
1974.
С.84.; Игнатьев A.A.
Указ.
соч.
С.49.
63
[стр. 58]

морального духа осуществлялось в соответствии с принципами непрерывности и планомерности, с учетом возраста и особенностей развития воспитанников1.
Согласно требованиям инструкции ГУВУЗ, перспективная цель патриотического воспитания предусматривала развитие в душе питомца нравственной нормы во всей ее чистоте и приведение в строгое согласие с этой нормой всех его действий2.
Власть заботилась и о достойной подготовке компетентных воспитательских кадров: с офицерами системы ГУВУЗ проводили занятия ведущие и авторитетные специалисты в области военного дела, этики и педагогики, среди которых можно упомянуть М.И.
Драгомирова, А.Н.
Макарова, А.Ф.
Редигера, А.Д.
Бутовского, М.С.
Лалаева, Н.П.
Михневича, П.В.
Петрова, П.И.
Книпера, Н.В.
Гриневича, П.О.
Бобровского, Г.Г.
Даниловича, Н.В.
Корсакова и др.3 Анализ мемуарной и исследовательской литературы, а также защищенных диссертаций4, позволяет заключить, что процесс патриотического воспитания будущих офицеров начинался еще в детстве, с первого же дня их поступления в военно-учебное заведение.
Неоспоримым подтверждением внимания государства к сохранению традиций5 и формированию исторической и духовной 1РГВИА.
Ф.725.
Оп.23.
К.454.
Д.71.
Л.140.
2 См.: Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов.
СПб., 1908.
С.45.
3 См., например: Бутовский Н.Д.
Наш офицерский корпус, его жизнь, научное развитие и воспитание Л-1.Д.
Бутовский // Общество ревнителей военных знаний.
СПб., 1911.
Кн.
4; Драгомиров М.И.
Военные записки /М.И.
Драгомиров.
СПб., 1894; Он же.
Сборник оригинальных и передовых статей.
СПб., 1896.
Т.З; Макаров А.Н.
Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах /А.Н.
Макаров.
СПб., 1902 1911.
Вып.1-3; Михневич Н.П.
Стратегия /Н.П.
Михневич.
СПб., 1911; и др.
См., например: Алпатов Н.И.
Указ.
соч.
С.
136; Бордунов С.А.
Указ.
соч.
С.178-180; Деникин А.И.
Путь русского офицера.
С.104-120; Игнатьев
А.А.
Указ.
соч.
С.21; Курмышов В.М.
Указ.
соч.
С.149-152; Редигер А.Ф.
Указ.
соч.
Т.1.
С.5-24; и др.
3 К основным воинским традициям Русской армии, способствующим формированию патриотизма, следует отнести: беззаветную любовь к Отечеству; верность воинской присяге и Боевому знамени; войсковое товарищество;

[стр.,59]

преемственности поколений служат приказы о занесении на мраморные доски фамилий юнкеров, с отличием окончивших училища в данном году (а в церквах при училищах увековечивались фамилии выпускников, павших на поле боя за Царя и Отечество).
Как явствует из отчетов начальников военно-учебных заведений, дети старались поступить в те учебные заведения, которые с отличием закончили их родственники-офицеры, а поступив — старались как можно лучше учиться, дабы не уронить честь фамилии1.
Это подтверждают также видные специалисты в области военного воспитания того времени2.
Концептуализм и государственный подход к проблеме укрепления морального духа офицерского корпуса прослеживается и в таких объективных проявлениях, как структура и организация военного образования, действовавшая в России в исследуемый исторический период.
Двухступенчатая система подготовки офицеров (сначала кадетские корпуса, военные гимназии и прогимназии, а
потом — юнкерские и военные училища) давала возможность реализовать принцип непрерывности воспитания в форме усиления нравственной нагрузки: на первой ступени преимущественно формировался комплекс общечеловеческих ценностей и личностный аспект чести, на второй укреплялись и развивались профессионально-этические качества.
Необходимо подчеркнуть: процесс укрепления морального духа офицерства обладал всеми признаками сложных систем социально значимой деятельности, что подтверждает концептуальный характер деятельности государства в преданность своему военному подразделению, строевой части; почитание памяти павших воинов; верность союзническому долгу; гуманизм к поверженному врагу; героизм (следует отметить огромный вклад РПЦ и армии России в культивирование идеи подвига — истинно национальной традиции самопожертвования в борьбе за Отечество) — Примеч.
соискателя.
1РГВИА.
Ф.725.
Оп.З.
Д.133.
Л.5,6; Оп.48.
Д.336.
Л.98,100.
2 См.: Бутовский Н.Д.
Сборник последних статей / Н.Д.
Бутовский.
СПб.,1910.
СЛОВ; Геленковский П.А.
Воспитание юношества в прошлом /П.А.
Геленковский.
СПб.,1908.
С.38; Лалаев М.С.
Исторический обзор регламентации воспитания и обучения в наших военно-учебных заведениях от основания школ до последнего времени /М.С.
Лалаев // Воен.
сб.
1900.
№2.
С.408; и др.

[Back]