Проверяемый текст
Диривянкин, Сергей Михайлович; Моральный дух офицеров Российской армии и его укрепление: исторический опыт, уроки (Диссертация 2005)
[стр. 66]

сделать машиной, которая должна, верно, служить Царю и подчиняться приказам командиров.
Вымуштрованный солдат в строю в своей массе был силен, но в условиях, когда от него требовалось быть проявить инициативу, он оказывался беспомощным.
Правительство и военное командование знали о трудностях в поддержании воинской дисциплины и возрастающем уровне преступности в войсках и, между тем, мерой, способной духовно укрепить уставной порядок, считали религиозное воспитание.
В условиях перемен в обществе одних воскресных бесед священника с нижними чипами уже не хватало.
Наряду с обучением грамоте считалось необходимым развить в нижнем чине представления о чести и долге перед Церковью, Царем и Отечеством, «развить в грубой оболочке простого человека — солдата те основные понятия, которые служат прочными устоями между людьми во всяком обществе» .
Необходимо подчеркнуть: процесс нравственного и патриотического воспитания обладал всеми признаками сложных систем социально значимой деятельности, что подтверждает концептуальный характер деятельности государства в этом направлении.
Многоплановость данного процесса показывает разнообразие форм, способов и воспитательных средств, обусловленных спецификой различных этапов формирования и развития личности офицера и солдата, как защитников Отечества, то есть различными социально-психологическими особенностями объекта воспитания в процессе его активности, (воспитание осуществлялось не только в военно-учебных заведениях, но и в войсковых частях).
Подвода некоторые итоги можно говорить о том, что моральнопсихологичсскос обеспечение (в контексте современных взглядов: см.
прил.1) в системе военно-учебных заведений п 15 войсковых частях было направлено на достижение практических ориентиров повседневной жизни 66 л \ 1Миронов Б.Н.
Указ.
соч.
С.
38 —39.
[стр. 59]

преемственности поколений служат приказы о занесении на мраморные доски фамилий юнкеров, с отличием окончивших училища в данном году (а в церквах при училищах увековечивались фамилии выпускников, павших на поле боя за Царя и Отечество).
Как явствует из отчетов начальников военно-учебных заведений, дети старались поступить в те учебные заведения, которые с отличием закончили их родственники-офицеры, а поступив — старались как можно лучше учиться, дабы не уронить честь фамилии1.
Это подтверждают также видные специалисты в области военного воспитания того времени2.
Концептуализм и государственный подход к проблеме укрепления морального духа офицерского корпуса прослеживается и в таких объективных проявлениях, как структура и организация военного образования, действовавшая в России в исследуемый исторический период.
Двухступенчатая система подготовки офицеров (сначала кадетские корпуса, военные гимназии и прогимназии, а потом — юнкерские и военные училища) давала возможность реализовать принцип непрерывности воспитания в форме усиления нравственной нагрузки: на первой ступени преимущественно формировался комплекс общечеловеческих ценностей и личностный аспект чести, на второй укреплялись и развивались профессионально-этические качества.
Необходимо подчеркнуть: процесс укрепления морального духа офицерства обладал всеми признаками сложных систем социально значимой деятельности, что подтверждает концептуальный характер деятельности государства в преданность своему военному подразделению, строевой части; почитание памяти павших воинов; верность союзническому долгу; гуманизм к поверженному врагу; героизм (следует отметить огромный вклад РПЦ и армии России в культивирование идеи подвига — истинно национальной традиции самопожертвования в борьбе за Отечество) — Примеч.
соискателя.
1РГВИА.
Ф.725.
Оп.З.
Д.133.
Л.5,6; Оп.48.
Д.336.
Л.98,100.
2 См.: Бутовский Н.Д.
Сборник последних статей / Н.Д.
Бутовский.
СПб.,1910.
СЛОВ; Геленковский П.А.
Воспитание юношества в прошлом /П.А.
Геленковский.
СПб.,1908.
С.38; Лалаев М.С.
Исторический обзор регламентации воспитания и обучения в наших военно-учебных заведениях от основания школ до последнего времени /М.С.
Лалаев // Воен.
сб.
1900.
№2.
С.408; и др.


[стр.,60]

данном направлении.
Многоплановость и цикличность подобного процесса проявляются в разнообразии форм, способов и воспитательных средств, обусловленных спецификой различных этапов формирования и развития личности офицера, то есть различными социально-психологическими особенностями объекта воспитания в процессе его активности (укрепление морального духа осуществлялось не только в военно-учебных заведениях, но и в войсковых частях).
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что моральнопсихологическое обеспечение в системе военно-образовательных учреждений было ориентировано как на достижение сугубо практических целей повседневного поведения будущих офицеров (дисциплина, коллективизм, ответственность, строгость и исполнительность), так и перспективных целей нравственного совершенствования личности, реализующихся в рамках прогрессивной тенденции воинского и нравственного воспитания, традиционно присущей российской военной школе.
Однако нельзя не признать, что широкое распространение в армии таких несомненных проявлений бесчестья, как пьянство, разврат, рукоприкладство по отношению к нижним чинам, грубость и хамство командования, угодничество подчиненных служат доказательствами того, что данные традиции, при всей их исключительной важности, постепенно утрачивали доминирующую роль в системе моральных ориентиров дореволюционного офицерства1.
Парадигма укрепления морального духа была полностью детерминирована сущностью и содержанием политического режима, господствовавшего в 1 Более подробно см.: Бутовский Н.
Командиры: (Очерки современного военного быта) / Н.
Бутовский.
СПб.,1901.
С.30, 31, 53, 59; Глинский С.
Суды общества офицеров /С.
Глинский // Разведчик.
1908.
№948.
С.819 821; Елчанинов Г.Г.
(Егоров Егор).
Из повседневного: Сквернословие / Г.Г.
Елчанинов (Егор Егоров) // Вестн.
офицерской артиллерийской шк.
1912.
№5.
С.82-85; Он же.
Очерки войсковой жизни (очерки, шаржи, негативы).
СПб., 1912.
С.
128 130; Меры против потребления спиртных напитков в армии // Приказ по военному ведомству.
СПб., 1914.
С.5 7; Сажин И.В.
Алкоголизм в армии и меры борьбы с ним.
СПб., 1913.
С.15,28,30; Шилов А.
Преступность в армии и алкоголь /А.
Шилов.
М., 1913.
С.201-203; и др.

[Back]