Проверяемый текст
Диривянкин, Сергей Михайлович; Моральный дух офицеров Российской армии и его укрепление: исторический опыт, уроки (Диссертация 2005)
[стр. 71]

политики самодержавия — уваровской теории официальной народности.
Причем военно-патриотическая ценностная триада «за Веру, Царя и Оючество» базировалась па национальной традиции наивного монархизма и исторической роли единодержавия как гаранта суверенитета России.
Символом Отечества, олицетворением национально-патриотической идеи продолжал считаться самодержец, что вполне согласовывалось с представлениями о божественном происхождении царской власти.

I (ель государственной концепции заключалась в укоренении в солдатах и офицерах российской армии чувства долга христианского (в нехристпанах желательно укрепление благочестия), верноподданнического и военного; в образовании честного, строгого, исполню сльного и мужественного характера; в «развитии и упрочении сознания о высоком значении воина, призванного к защите Престола и Отечества; в прочном усвоении дисциплины и чинопочитания.
§ 2.
Организационная структура практической реализации государственной концепции деятельности по укреплению морального духа Вооруженных сил Российской империи и характеристика се основных элементов Сгруктура реализации государственной концепции укрепления морального духа армии имела четкий и завершенный вид.
Она включала в себя ряд взаимосвязанных элементов, которые реализовывались в системе объектно-субъектных связей.
Объектом деятельности в области укрепления морального духа являлась русская армия (личный состав).
Увеличение численности армии после введения закона о всеобщей воинской повинности потребовало от государства проявления большей заботы о ней.
Армия была защитой О тчества и живущих в нем граждан.
Прекрасно сознавая необходимость качественного улучшения подготовки военнослужащих, военный министр71 I
[стр. 46]

Анализ источников и литературы1позволяет утверждать, что идеологическим фундаментом консервативно-охранительной политики самодержавия, в том числе и в области укрепления морального духа армейского офицерства, попрежнему являлась теория официальной народности.
При этом следует подчеркнуть, что государственная военно-патриотическая ценностная триада «за Веру, Царя и Отечество» базировалась и на национальной традиции наивного монархизма, и на исторической роли единодержавия как гаранта суверенитета России.
Символом Отечества, олицетворением национально-патриотической идеи продолжал считаться самодержец, что вполне согласовывалось с представлениями о божественном происхождении царской власти.

Таким образом, взаимосвязь и взаимообусловленность ценностей триады основывалась на православной религии, тесно связанной, в свою очередь, с самоидентификацией русского народа.
Следовательно, триада являлась в первую очередь религиозной теорией, что поддерживалось статусом Русской Православной Церкви (далее РПЦ) как государственной.
Данный тезис подтверждает и тот факт, что к началу XX столетия официальная идеология пересмотрела содержание основных патриотических понятий.
Повышение образовательного уровня военнослужащих, а также рост национального самосознания народов России требовал от власти дать армии более сакральное и возвышенное определение Отечества.
29 февраля 1900 г.
Санкт!См.: Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов.
СПб., 1908; Инструкция, определяющая правила воинского воспитания в военных училищах.
СПб, 1900; Куприн А.И.
Юнкера // Собр.
соч.: В 9 т.
М., 1973.
Т.
8.
С.
202 426; О долге и чести воинской в Российской армии: собр.е материалов, док.
и ст.; Энвальд М.В.
Военное воспитание; Деникин А.И.
Очерки русской смуты.
Т.
1; Он же.
Старая армия; Он же.
Путь русского офицера; Игнатьев А.А.
Указ.
соч.; Корф И.
О воспитании воли начальников /И.
Корф // Офицерский корпус Русской армии: Опыт самопознания.
М., 2000.
С.
198212; Галкин М.С.
Новый путь современного офицера; Он же.
Познание армии // Воен.
сб.
1914.
Л» 1; Бильдерлинг А.
Чувство долга и любви к Отечеству /А.
Бильдерлинг//Русский инвалид.
1906.
№ 166; Милютин Д.А.
Старческие размышления о современном положении военного дела в России / Д.А.
Милютин // Известия императорской Николаевской воен.
акад.
1912.
№ 30.
С.
833-838; Мариюшкин А.
Техника и дух / А.
Мариюшкин // Разведчик.
1912.
№ 1155;и др.


[стр.,57]

Исследование источников и литературы позволило диссертанту выделить и проанализировать цели, задачи и содержание укрепления морального духа корпуса армейских офицеров в хронологических рамках, очерченных выше.
Наиболее наглядным образом является здесь забота государства о подготовке будущих офицеров.
Поэтому реализацию всех вышеуказанных принципов целесообразнее всего изучать применительно к организации учебновоспитательного процесса в военно-образовательных учреждениях.
Следует отметить, что цели укрепления морального духа были оформлены в юридических нормах, как показывает анализ нормативно-правовых актов, регламентировавших деятельность учреждений военного ведомства.
К примеру, цели воспитания юнкеров заключались: в глубоком укоренении чувства долга христианского (в нехристианах желательно укрепление благочестия), верноподданнического и военного; в образовании честного, строгого, исполнительного и мужественного характера; в «развитии и упрочении сознания о высоком значении воина, призванного к защите Престола и Отечества; в прочном усвоении дисциплины и чинопочитания; в поддержании между воспитывающимися юнкерами духа доброго товарищества, с должной в порядке службы подчиненностью старшим из них по званию»1.
Таким образом, в качестве официально означенных нравственных ориентиров офицерства законодательно выдвигались: религиозность, монархический патриотизм, охватывавший в едином понятии «престол и Отечество», чувство долга, чести, храбрость, мужество и войсковое товарищество.
Такой перечень нормативно оформленных критериев оценки результатов нравственного воспитания офицеров служит ярким подтверждением научного подхода властных структур к проблеме подготовки офицерского состава армии, поскольку налицо его взаимосвязь с передовыми достижениями военноэтической мысли того времени.
Как отмечается в докладе начальника ГУВУЗ, воспитание патриотизма, а следовательно, и закладывание основ укрепления 1 Инструкция, определяющая правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в юнкерских училищах.
С.З.

[Back]