политики самодержавия — уваровской теории официальной народности. Причем военно-патриотическая ценностная триада «за Веру, Царя и Оючество» базировалась па национальной традиции наивного монархизма и исторической роли единодержавия как гаранта суверенитета России. Символом Отечества, олицетворением национально-патриотической идеи продолжал считаться самодержец, что вполне согласовывалось с представлениями о божественном происхождении царской власти. I (ель государственной концепции заключалась в укоренении в солдатах и офицерах российской армии чувства долга христианского (в нехристпанах желательно укрепление благочестия), верноподданнического и военного; в образовании честного, строгого, исполню сльного и мужественного характера; в «развитии и упрочении сознания о высоком значении воина, призванного к защите Престола и Отечества; в прочном усвоении дисциплины и чинопочитания. § 2. Организационная структура практической реализации государственной концепции деятельности по укреплению морального духа Вооруженных сил Российской империи и характеристика се основных элементов Сгруктура реализации государственной концепции укрепления морального духа армии имела четкий и завершенный вид. Она включала в себя ряд взаимосвязанных элементов, которые реализовывались в системе объектно-субъектных связей. Объектом деятельности в области укрепления морального духа являлась русская армия (личный состав). Увеличение численности армии после введения закона о всеобщей воинской повинности потребовало от государства проявления большей заботы о ней. Армия была защитой О тчества и живущих в нем граждан. Прекрасно сознавая необходимость качественного улучшения подготовки военнослужащих, военный министр71 I |
Анализ источников и литературы1позволяет утверждать, что идеологическим фундаментом консервативно-охранительной политики самодержавия, в том числе и в области укрепления морального духа армейского офицерства, попрежнему являлась теория официальной народности. При этом следует подчеркнуть, что государственная военно-патриотическая ценностная триада «за Веру, Царя и Отечество» базировалась и на национальной традиции наивного монархизма, и на исторической роли единодержавия как гаранта суверенитета России. Символом Отечества, олицетворением национально-патриотической идеи продолжал считаться самодержец, что вполне согласовывалось с представлениями о божественном происхождении царской власти. Таким образом, взаимосвязь и взаимообусловленность ценностей триады основывалась на православной религии, тесно связанной, в свою очередь, с самоидентификацией русского народа. Следовательно, триада являлась в первую очередь религиозной теорией, что поддерживалось статусом Русской Православной Церкви (далее РПЦ) как государственной. Данный тезис подтверждает и тот факт, что к началу XX столетия официальная идеология пересмотрела содержание основных патриотических понятий. Повышение образовательного уровня военнослужащих, а также рост национального самосознания народов России требовал от власти дать армии более сакральное и возвышенное определение Отечества. 29 февраля 1900 г. Санкт!См.: Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1908; Инструкция, определяющая правила воинского воспитания в военных училищах. СПб, 1900; Куприн А.И. Юнкера // Собр. соч.: В 9 т. М., 1973. Т. 8. С. 202 426; О долге и чести воинской в Российской армии: собр.е материалов, док. и ст.; Энвальд М.В. Военное воспитание; Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т. 1; Он же. Старая армия; Он же. Путь русского офицера; Игнатьев А.А. Указ. соч.; Корф И. О воспитании воли начальников /И. Корф // Офицерский корпус Русской армии: Опыт самопознания. М., 2000. С. 198212; Галкин М.С. Новый путь современного офицера; Он же. Познание армии // Воен. сб. 1914. Л» 1; Бильдерлинг А. Чувство долга и любви к Отечеству /А. Бильдерлинг//Русский инвалид. 1906. № 166; Милютин Д.А. Старческие размышления о современном положении военного дела в России / Д.А. Милютин // Известия императорской Николаевской воен. акад. 1912. № 30. С. 833-838; Мариюшкин А. Техника и дух / А. Мариюшкин // Разведчик. 1912. № 1155;и др. Исследование источников и литературы позволило диссертанту выделить и проанализировать цели, задачи и содержание укрепления морального духа корпуса армейских офицеров в хронологических рамках, очерченных выше. Наиболее наглядным образом является здесь забота государства о подготовке будущих офицеров. Поэтому реализацию всех вышеуказанных принципов целесообразнее всего изучать применительно к организации учебновоспитательного процесса в военно-образовательных учреждениях. Следует отметить, что цели укрепления морального духа были оформлены в юридических нормах, как показывает анализ нормативно-правовых актов, регламентировавших деятельность учреждений военного ведомства. К примеру, цели воспитания юнкеров заключались: в глубоком укоренении чувства долга христианского (в нехристианах желательно укрепление благочестия), верноподданнического и военного; в образовании честного, строгого, исполнительного и мужественного характера; в «развитии и упрочении сознания о высоком значении воина, призванного к защите Престола и Отечества; в прочном усвоении дисциплины и чинопочитания; в поддержании между воспитывающимися юнкерами духа доброго товарищества, с должной в порядке службы подчиненностью старшим из них по званию»1. Таким образом, в качестве официально означенных нравственных ориентиров офицерства законодательно выдвигались: религиозность, монархический патриотизм, охватывавший в едином понятии «престол и Отечество», чувство долга, чести, храбрость, мужество и войсковое товарищество. Такой перечень нормативно оформленных критериев оценки результатов нравственного воспитания офицеров служит ярким подтверждением научного подхода властных структур к проблеме подготовки офицерского состава армии, поскольку налицо его взаимосвязь с передовыми достижениями военноэтической мысли того времени. Как отмечается в докладе начальника ГУВУЗ, воспитание патриотизма, а следовательно, и закладывание основ укрепления 1 Инструкция, определяющая правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в юнкерских училищах. С.З. |